«ТРАДИЦИИ ПЕТЕРБУРГА»: Вечер в Культурном центре Елены Образцовой

От Музея: 26 ноября сего, 2020, года Музей посетил музыкальный вечер баритона, ведущего солиста Театра «Санктъ-Петербуръ Опера», Ивана Сапунова в Культурном центре Елены Образцовой. Благодаря друзьям — артистам, меценатам и ангелам — наша коллекция пополнилась сокровищами: видео- и аудиозаписями концерта. Для друзей Музея, кому в эпоху карантина было не выбраться на «Невский, 65» послушать оперные хиты, публикуем рассказ о событии и — вместе с тем — о культурных традициях Петербурга от издателя детской энциклопедии «Опера» (в сопровождении уникальных записей).

На обложке: автограф Елены Образцовой
на логотипе Культурного центра
Текст: Аня Амасова

«Творческий вечер», или Необходимое отступление

Лет двадцать назад одним из любимых мест в Петербурге для меня была квартира семьи Барановских. Там, в центре города, в нескольких шагах от метро «Маяковская», чуть в стороне от оживленного Невского, прекрасная Катя и умнейший Андрей устраивали вечера «для своих друзей». Мы ждали приглашений, как волшебных сюрпризов — и каждый раз они оказывались таковыми: рождественские спектакли, музыкальные салоны, исторические киносеансы, литературные встречи... Любой человек, случайно попавший в число знакомых Андрея, уж будьте уверены, удостаивался вечера своего таланта...

В дружелюбной и легкой атмосфере, с шутками, подколками, игрой на фортепьяно, бегающими детьми, вином и восторгом, все легко находили знакомства. О, это тончайшее искусство хозяина — приглашать гостей! Оно непринужденно сводило инженю с продюссерами, таланты с поклонниками, авторов — с художниками, типографами, редакторами... В этой естественной благодатной среде «знакомства» нередко вырастали в дружбу, в сотворчество, «полезные связи»; складывались творческие союзы и звездные ассоциации, рождались проекты, заводились романы и семьи...

— А за нашей стеной Образцова квартиру купила, — непременно шептал хозяин «новичку в компании». 

Однажды я даже попала туда — волшебным руферским способом, через дыру (совершенно не помню, откуда на третьем этаже взялся портал). «Квартира Образцовой» представляла собой пустынный разрушенный зал. С внушительными колоннами, кое-где уцелевшей лепниной и громадными окнами вместо стены, выходящей на Невский проспект...

Вот почему сегодня, в Культурном центре Елены Образцовой, я не сразу сообразила, где нахожусь. Просто сердце почему-то забилось сильнее. Просто все показалось немного знакомым — как дежавю. Просто нежно в душе зазвучала забытая грусть... Поняла, что случилось, лишь когда зажглись хрустальные люстры и вспыхнули бра (чуть-чуть не хватило лакированных стульев с высокими спинками, обитых гобеленом, — впрочем, это совсем другая история), когда раздался смех артиста, а из гримерки выбежала «дочь друзей» — порталы прошлых миров открылись, соединяясь в этой исторической точке. Пространственно-временной континуум, — вроде того.

Si Puo? Пролог из оперы Руджеро Леонкавалло "Паяцы"
Баритон: Иван Сапунов. За роялем: Семён Заборин
Оператор: Гарбаретта Жукова. Звук и монтаж: Яков Голуб

«Рекомендация»

Возможно, поэтому темой рассказа я выбрала «традиции». И первая традиция, о которой хотелось вспомнить: звезду необходимо представлять.

На днях друзья-писатели обсуждали гневный отзыв читательницы, шокированной предисловием автора — о себе и своих достижениях. Для меня нет сомнений: «рассказывать о самом себе», предваряя книгу, концерт ли, выставку, спектакль — уже не считается «дурным тоном», но все же остается «низким жанром». Конечно, вас не перестанут «принимать в обществе», а часть аудитории — даже поймет, но ощущения «мира культуры» не возникнет. «Рассказывать о себе» позволительно бизнесменам и детям, американцам и шарлатанам. У творческого человека на этот случай должен быть (хотя бы единственный) друг.

С другой стороны, дискутировали писатели, скромному человеку невыносима ситуация: обратиться к кому-то с просьбой. Не могу сказать, что не понимаю этого. Но, положа руку на сердце, попросить у приятеля «написать предисловие/рецензию/статью», «черкнуть рекомендательное письмо», «представить» знакомому или публике — (если в череде забот или тоже от скромности друг не смог предложить вам этого) — знак доверия, особенная близость. Современная «самопрезентация» — в Петербурге по-прежнему grand скандалъ.

В этом смысле вечер Ивана Сапунова был безупречен. Ювелирная забота друг о друге! Ни одного слова «мимо». (Взыскательная читательница, упомянутая в начале, осталась бы довольна.) И я хочу показать, как изящно музыкант Семён Заборин представляет Ивана перед концертом.

Семён Заборин открывает вечер Ивана Сапунова 
Оператор: Гарбаретта Жукова. Звук и монтаж: Яков Голуб

«Приглашение»

О второй традиции частных спектаклей мало кто помнит, но она существует, затрагивая «болезненный вопрос»: совместимы ли дружба и деньги? (Ой, я сказала «запретное слово»!) Ведь, когда речь заходит о приглашении «встретиться», в игру вступают другие традиции. «Традиции дружбы» диктуют, что вход для друзей свободный. «Традиции бизнеса» возражают: у всего есть своя цена. Они, понятно, вступают в противоречие, и два замечательных человека оказываются в неловкой ситуации.

Для выхода из неловких ситуаций (хотя, скорее, для профилактики входа) люди придумали полезную вещь — «этикет». Который предписывает «хозяину» радушно пригласить бесплатно, а другу/знакомому/«какой-то там шишке» — решительно выкупить два кресла.

Конечно, варианты возможны: зависит от типа концерта, количества мест, отношений — непременное «па» этикета иногда лишь начало красивого танца. Но для камерных частных концертов — нет. Действительно без исключений.

Серенада Дон Жуана — маленький «спектакль» с участием друга за роялем и женой друга в роли Прекрасной Дамы. Такой шедевр можно создать лишь в камерной обстановке почти «домашнего» концерта! 

Серенада из оперы Моцарта "Дон Жуан"
Баритон: Иван Сапунов. За роялем: Семён Заборин. Прекрасная Дама: Лариса Поминова
Оператор: Гарбаретта Жукова. Звук и монтаж: Яков Голуб

«Друзья и их таланты»

Мне часто пишут чудные ангелы: «А можно я познакомлю вас со своим замечательным другом?», «Аня, посмотрите, какой необычный человек!», «Анечка, взгляни, что он/она делает!»... Со стороны, наверное, странно: неизвестно, чем я могу пригодиться и могу ли вообще, однако это еще одна важная традиция: показывать таланты своих друзей.

Такое ведь делаешь лишь для того, кем восхищаешься, верно? Кого особенно любишь. Желая, чтобы вместе с тобой, этим человеком восхищался весь мир... 

И в этом «сольный концерт Ивана Сапунова» не отошел от прекрасных традиций. Среди партий баритона — Дон Жуана, Онегина, Фигаро, благородного Родриго из «Дон Карлос», трагичного Мистера Икс — нашлось центральное место и для восхитительной Кармен... Так ярче сияет драгоценный камень, освещенный искрами бриллиантов.

Лариса Поминова — меццо-сопрано, солистка Театра «Санктъ-Петербургъ Опера»

Хабанера Ария Кармен из оперы Жоржа Бизе "Кармен"
Меццо-сопрано: Лариса Поминова. За роялем: Семён Заборин.
Оператор: Гарбаретта Жукова. Звук и монтаж: Яков Голуб

«Благодарность»

Но, знаете, что меня печалит? В последние годы я почти не вижу цветов. Концерты, спектакли, выступления — проходят, как будто в мире нет ни единой клумбы! 

Что произошло? С каких пор букеты перестали быть символом восхищения? Универсальной признательностью за удовольствие? За саму возможность — побыть где-то рядом на этой планете? Не пребывая в иллюзиях о благосостоянии общества, я не вспоминаю про «милые сувениры»: серебряные запонки, золотые кулончики, редкие книги... Но цветы?! Не обязательно же непременно «корзину»...

Грустно, что традиция «ушла». Но верю, она вернется. Потому что «быть зрителем» — тоже, в своем роде, искусство. А высшее из искусств — настоящий божественный дар — разумеется, «быть другом». 

Шопен. Мазурка Ля-минор 
За роялем: Семён Заборин.
Оператор: Гарбаретта Жукова. Звук и монтаж: Яков Голуб

Мне хотелось бы от себя и от Музея сказать «спасибо» всем тем, благодаря кому я пишу, а вы — читаете эти строки:
Ванечке Сапунову и его восхитительным друзьям и коллегам — Семёну и Ларисе — за теплейший ноябрьский вечер,
Алле Шпанской — за знакомство с Иваном Сапуновым и дружеский подарок, позволивший приобрести входные билеты, 

Сергею Григорьеву — концертному директору, оказавшему нашей съемочной группе теплый прием в стенах Культурного центра Елены Образцовой,
а также самой «съемочной группе» — Насте (Гарбаретте) и Яше, с надеждой на будущий фильм.

[ноябрь-декабрь, 2020]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!