«Репортаж с МОРСА»: путешествие на фестиваль иллюстраций и художников

support test

От Музея: с 6 по 9 октября в Москве проходил Восьмой Международный фестиваль книжной иллюстрации МОРС. Командированные Музеем дети Книжной галактики полетали на «Ласточке», остановились в центре «Космоса» и уже оттуда отправились в «путешествие на Морс». Обо всем услышанном и уведенном на Морсе — в репортаже нашего специального корреспондента и путешественника Анастасии Аргутиной.

Путешественник: А. Аргутина
Фотографии: А. Аргутина, Я. Петров

«Если бы я понимал ваш пыл… Как вы угараете по книгам…»

- Друг из Москвы

Я мечтала попасть на МОРС с восемнадцати лет. Узнала о нем, когда впервые приехала в Москву одна, а фестиваль уже кончился. Провела в страданиях несколько дней, но твердо решила попасть на следующий!

Весь год я верстала для Музея каталоги книг, рисовала что-то для себя, мониторила странички художников, их сходки и встречи... Но в 2019 в эти дни оказалась в Греции, в 2020 — работала и переживала из-за пандемии и карантинов, в 2021 осени вообще не помню — столько сложных и важных книжных проектов тогда навалилось... И вот, в 2022, на уже восьмой ежегодный МОРС, — наконец приехала в Москву! Пусть даже всего на два дня — но очень-очень насыщенных.

Настя на МОРСе

«Мы разрываем черно-белую обложку, а там — яркий мир!»

- Аня Чефранова, художник, организатор МОРСа

МОРС-22 проходил в Бойлерной на Хлебозаводе №9. На самом деле, Бойлерная без МОРСа — немного грустное место. Серые стены, высокие потолки, где-то потерто, где-то побито… Но Аня Чефранова сделала все, чтобы изменить атмосферу! Получилось так радостно, что даже не сразу замечаешь: а ведь в Бойлерной холоднее, чем на улице…

Во-первых, на МОРСе есть книги. Они всегда утепляют обстановку. Здесь книги — первое, что видишь, еще открывая дверь.

МОРСианские сокровища

Во-вторых — выставка. В серо-сизой Бойлерной в несколько широких рядов стояли воздушные блоки из светлого дерева, а на них — иллюстрации, отпечатанные на типографских листах: с метками, точками растискивания и все такое... Аня Чефранова поймала меня, замершую в восхищении: «А вы поняли нашу задумку? Мы — переходное звено между иллюстрацией и готовой книгой!»

Выствка иллюстраций на типографских листах

А еще Аня сама встречала гостей: показывала каталоги, рассчитывала, дарила открытки, а иногда, когда народу было немного, цепляла на руки входные браслетики. У меня браслетиков по количеству дней — голубой и фиолетовый. В следующий раз хочу собрать все цвета!

Аня Чефранова, волшебница 

Из лекционного зала через всю выставку до самого маркета доносилось что-то новое (или забытое) о процессе создания иллюстраций. А на втором этаже почти беспрерывно проходили завораживающие мастер-классы.

«Надо начинать с того, что больше всего хочется»

- Виктория Семыкина, художник-иллюстратор

Зависнув на маркете, едва не опоздала на первую лекцию — Виктория Семыкина рассказывала о работе над книгой со стороны иллюстратора, как все начинается и как продолжать. О том, что начинать надо не с начала книги и не с самой сложной иллюстрации, а с того момента, где сердце екнуло и захотелось рисовать. О том, что часто в иллюстрациях персонажи визуально не имеют выраженной истории, по ним непонятно, кто они, и у них стереотипные образы.

И о том, как, работая над книгой Луки Тортоллини "Франсуа Трюффо. Мальчик из кино", чтобы вжиться в образ главного героя, она пересмотрела кучу фильмов Франсуа Трюффо, и еще кучу фильмов, которые смотрел сам Франсуа Трюффо, и даже улетела на время в Париж, сняв комнату на чердаке, зимой (чтобы создать для себя атмосферу, похожую на атмосферу оккупированной Франции в детстве Франсуа Трюффо).

Это было восхитительно хорошо!

«Как дела у Господина Сахарное Крылышко?»

 - диалог с Екатериной Сафро

Ах, если бы я знала больше иллюстраторов лично! Пробираюсь по краешку лекционного зала — и сталкиваюсь с Екатериной Сафро (Панфиловой), автором-иллюстратором книг «Пятый», «Юн Чень и Снеговик», «Почему лягушки поют?». Прошлой зимой мы встречались в петербургской типографии на цветопробе «Пятого»: тогда, в шапке деда Мороза и с веснушками, Екатерина снимала видео для своих детей-учеников в Инстаграм. Сегодня, в Москве, у нее нет шапки и веснушек, но, кажется, это точно она!

Разворачиваюсь, крадусь следом, сажусь на соседнее место:
— Здравствуйте!
— Здравствуйте.
— Как дела у Господина Сахарное Крылышко?
— Спасибо, хорошо.
Будь мы в романе, тут бы нам и обменяться чемоданами с важными межпланетными секретами!

Екатерина Сафро на своем мастер-классе

Впрочем, важные секреты Екатерины Сафро достались всем участникам ее мастер-класса «Флористический паттерн». Я восхищаюсь тем, как Екатерина обращается с акварелью — вы видели «Пятого»? Все такое насыщенное, будто нарисовано гуашью — но это детская медовая акварель! Мастер-класс прошел красиво — участники активно общались и не стеснялись в красках. Жалею, что, пытаясь объять необъятное, сама не приняла в нем участия.

...и художники

Вы представляете, как сложно, живя по ту сторону книги, где-то снаружи влияя на нее, не сорваться на фестивале для иллюстраторов, и, упав на колени, не возопить: «Я всю жизнь хотела иллюстрировать книжки!»?

«У вас есть три секунды!»

- Лилу Рами, арт-директор издательства «Clever»

Бегала между залами… Грелась на улице… Снова зависла у книг… Не удивительно, что пропустила начало лекции. На цыпочках пробираюсь к свободному месту в последнем ряду. Вдруг раздается громовой голос: «У вас есть три секунды, чтобы произвести впечатление!» — и я едва удерживаюсь, чтобы не сесть на первые попавшиеся колени.

Это арт-директор издательства Клевер Лилу Рами рассказывает о том, как правильно общаться с кадровыми отделами издательств: что надо им присылать, что о себе сказать, что делать, если ты очень хочешь проиллюстрировать проект, но нет портфолио, просить ли оплату за тестовое задание…

Оказывается, в издательствах побольше Музея работа кипит такая, что лучше не мучать инфо@издательство.ру обилием фото, архивами и обширными презентациями — человек на том конце интернет буквально открывает ваше письмо с предложением сотрудничества, листает три-четыре иллюстрации из портфолио и принимает решение. То есть, с архивами и тяжелыми файлами гораздо меньше шансов быть увиденными.

«Пришел главный редактор и сказал, что волк слишком страшный»

- И Вен, художник-иллюстратор

В начале второго дня я загляделась на лекцию с иллюстратором из Тайваня И Вен (YI WEN). Хоть убей не люблю лекции в онлайн-формате: скучно, надоедает, никого вокруг нет... Но тут — другое дело! Вокруг — были! А И Вен долго и увлекательно рассказывала о своих книгах.

Мне безумно понравилась первая, «Секрет в зоопарке». Для понимания атмосферы иллюстратор ходила в зоопарк и наблюдала за семьями с детьми: что они делают, как общаются, как дети реагируют на животных… Книга в итоге вышла эмоциональная и очень яркая. Особенно интересно было смотреть на разницу между набросками, раскадровками для разворотов и финальным результатом.

Гром аплодисментов и смеха у тихорящейся аудитории интровертов вызвала история об одной странице, где мальчик встречается с волком. И Вен перерисовывала эту иллюстрацию раз пять. Сначала волк слишком нависал над мальчиком и вокруг было слишком темно, потом — волк все равно остался пугающим, хоть цвета и стали нежнее, был даже вариант, в котором волк стал всепоглощающим: мальчик стоял небольшой испуганной головой внизу страницы, а остальную часть занимала серая шерсть, и только сверкающие в середине иллюстрации белые глаза волка… Нет, что я говорю, конечно, ситуацию это не спасало! Каждый раз, когда художник показывала в издательстве новый вариант, к ней подходил главный редактор и говорил: «Нет, волк слишком страшный!»

Только пятый вариант наконец-то приняли. И волк там и вправду очень даже добродушный.

«Я пойду дальше — я возьму расчёску»

- Дмитрий Метелица, реставратор книг

Лекции две я пропустила из-за Дмитрия Метелицы и его мастер-класса по созданию декоративной бумаги. Думала, вот пойду, пофотографирую красивенькое, пофотографирую Дмитрия Метелицу (живого реставратора книг! Никогда их раньше не видела!) — и вернусь снова лекции слушать. Да и застряла там на все полтора часа.

Дмитрий Метелица, «живой реставратор книг»

Сначала Дмитрий сказал, что требуются только мука, вода и краска — гуашь или акрил, или акварель в тюбиках, жидкая. Потом начал все смешивать, получались какие-то красивые цвета, и всю эту краску с мучным клеем он наносил большой кистью на влажную бумагу. Потом что-то по ней рисовал всякой ерундой — блистером от таблеток, пошкуренной банковской картой, крышкой от бутылки, расческой, — и сквозь краску проступали красиво белые полоски, протирки, кружочки… И это было так медитативно... что те, кто пришел к началу, остались до конца, а те, кто подошел в процессе, мгновенно залипли тоже, в общем, количество завороженно следящих за руками росло и постепенно увеличилось втрое.

 
Магия и волшебство

В итоге я оказалась за девочками и тетеньками в дальнем ряду и лишь заглядывала через чьи-то плечи. Но взгляд у меня все хитрел и хитрел. Идеи рождались одна за одной. Вопросы — в геометрической прогрессии от идей. Можно ли на этом рисовать, чтобы использовать как фон? Будут ли смотреться на этой подложке коллажи? А это можно качественно отсканировать или слой слишком объемный? Безумно красивые можно делать, как минимум, форзацы! «Главное — не бояться запачкаться» — дома меня явно ждут эксперименты с мукой и краской. Есть и остатки засохшей гуаши: говорят, она растает, если ее хорошенько заварить в кипятке…

В конце мне подарили лист. Он был такой красивый — как будто объемная ракушка, и я не могла на него насмотреться. «Можете использовать для обложек! И показать мне потом. Там вот сзади автограф. И ссылка на инстаграм». Счастье есть! Повешу на стену. Как картину.

«Пожалуйста, скажите, о чем была лекция?»

Пока я была на мастер-классе по созданию декоративной бумаги, началась лекция, ради которой (в том числе) я и пришла на второй день. «Архитектура книги: мистика и ее разоблачение» Иннокентия Келейникова. Но ведь по пути в лекционный зал надо снова пройти мимо книг! А как не познакомиться с Аллой, работающей на стенде АСТ в магазине «Гиперион»? Как не влюбиться в Луизу из издательств «Городец» с их восхитительными книжками?.. В итоге, когда я достигла «Финиша», лекционный зал оказался пуст, а лекция — кончилась.

Подбегаю к Ане Чефрановой:
— Пожалуйста, скажите, о чем была лекция? О том, как устроены переплеты?
— Да, об архитектуре книги, как скрепляются страницы, что нужно учитывать при рисовании иллюстраций…
— А о вылетах лектор рассказывал? А о том, что серединка книги в большинстве случаев зажевывается в корешок?..
— Да!

Я так рада, что иллюстраторам об этом рассказывают на фестивалях! Это полезно и новичкам, не знакомым с нюансами, и даже старожилам: я же понимаю, как просто в процессе создания забыть о правилах, даже если их знаешь. Да даже если ты всех им учишь! «Потом поправлю/уменьшу/дорисую» — и отдаешься полету фантазии. Но «потом» мысль исчезает, как результат — нагоняй от техреда или типографии. Сами выбирайте, кто из нас страшнее. Но хуже всего, если не учтя эти правила, безнадежно испорчена восхитительная задумка...

* * *

Как это часто случается, когда путешествуешь куда-то в первый раз, заглянула во все уголки, но ощущение, что основательно-то ничего и не разглядела. Зато, как в детстве: «счастья полные штаны и полвазы понадкусанных конфет». Довольна!

В следующий раз: составить план «куда иду / куда не иду», взять с собой термос горячего кофе и пирожков с картошкой, удобный блокнот с надежной ручкой… и побольше монет, чтобы скупить все красивые книжки!

[октябрь, 2022]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!