АРТ-МАРКИ, или Как делать стикеры и наклейки из графических миниатюр

Алекс Чудов. Монограмма Петра Первого

От Музея: сегодня мы с вами побываем в гостях у типографа Романа Клубова («Pronto!Print»), познакомимся с волшебным принтером для изготовления наклеек и стикерпаков, узнаем, как он это делает и как подготовить изображения, и даже напечатаем настоящую марку для Музея уникальных вещиц — из графической миниатюры мастера монограмм Алекса Чудова «Монограмма Петра I».

Миниатюра: Алекс Чудов. Типограф: Роман Клубов
Текст: Аня Амасова. Расшифровка интервью: Юлия Симкина
Путешественники: Анастасия Аргутина и Яков Петров (фото)

Вопрос друзей музея: «А можно ли вообще "делать марки"?» 

Официальная почтовая марка имеет номинал и является знаком почтовой оплаты, поэтому ее нельзя подделывать — это да. Однако украшать свои почтовые или курьерские отправления произведениями искусства никто не может нам запретить! Мейл-арт как направление в искусстве существует с середины прошлого века, и художественное оформление конверта, авторские штемпели, сургучные печати и, конечно, наклейки, именуемые в нашем мире «марками», — не только распространенная практика среди художников, но и предмет коллекционирования (их собирает даже Музей связи им. Попова!). 

«Какого размера должна быть марка?»

Я считаю, размер и форма могут зависеть только от идеи художника и предполагаемых размеров послания. Например, конверты А4 хочется украсить крупной маркой, а вот на открытку должна где-то поместиться еще и вторая — почтовая. Если вы отыщете свои детские кляссеры, вы вспомните, что марки могут быть любых размеров и форм. Все эти дивные треугольничники, горизонтальные прямоугольники и крупные марки с произведениями картинных галерей... Кстати, появлению крупной марки способствовали «мирискусники», увеличив формат графических миниатюр.

А так, «стандартных размеров» сейчас в обиходе два: 20*27,5 и 25*34. Вот так они будут выглядеть на евро-конверте (сложенный втрое лист А4):

 

Также, мне думается, следует ориентироваться на размер печатного листа, на котором принтер осуществляет печать, так как нам предстоит оплачивать материалы, и на время резки по контуру. Стандартных марок на лист в нашей типографии умещается 100 крупных и чуть больше маленьких.

«Что в основе? Как подготовить миниатюру к печати?»

Наш художник Алекс Чудов подготовил монограмму в программе CorelDrow (формат файла .cdr). Самое важное здесь — контур для реза: он может быть совершенно любой формы, не обязательно прямоугольный, главное — замкнутый. Стикерпаки могут быть напечатаны и по файлу pdf, как вы делаете для обычной печти, сохраненному из Illustrator, но в нем опять же должен быть слой линии реза — одельный и без обводки.

Если мы хотим тиражировать одно изображение, файл предоставляется в типографию один, не нуждаясь в раскладке.

«А контур "зубцами" — сделать можно?»

Для всех участников эксперимента опыт был поставлен впервые, но оказалось — можно! Плоттер справляется с резкой по такому контуру, сама марка отходит легко, никакие зубцы при отклеивании верхнего слоя не застревают. Правда, жалея аппаратуру и ее время, художник сделал зубчики, как видите, не очень частые, а с двух сторон у нашей марки аккуратные современные элегантные «впадины».

«А как вообще это делается?»

Чтобы познакомиться с волшебной техникой, позволяющей художникам совершать подобные чудеса, Музей отправился в путешествие к Роману Клубову, в петербургскую цифровую типографию Pronto!Print.

Роман Клубов и волонтер Музея

Рассказывает типограф: 

«Вот этот плоттер позволяет делать наклейки. Он называется "кроечный плоттер". У него две рабочие головки. Первая — нож, очень похож на шариковую ручку, куда вставляется маленький стерженек. Вторая — головка для биговки, она просто катается.

 

Это самоклеящаяся бумага. При печати выставляются маркеры — координаты, от них идет отсчет. Стол вакуумный, с дырочками, присасывает бумагу. Лист кладется координатой в уголок, включается вакуум. Нож считывает метки и — пошел резать.  Толщина реза регулируется. Когда вы делаете наклейки на самоклеющейся бумаге — будет порезан каждый рисуночек, и каждый отдельно снимается. 

А второй инструмент — «биговка», надавливает бумагу, чтобы её можно было сложить, — пригождается, когда из листа делается коробка: например, есть самозащелкивающиеся коробочки, а можно сделать коробочки на магнитах — чертежей много разных.

Материал супер химический, не смывается, не выгорает несколько лет, ничего с ним не происходит. Но кроме наклеек можно печатать плакаты, баннеры — все что угодно! Правда, цифра ограничена размерами, и самый большой размер — 36х60. Но широкоформаты мы лично редко печатаем:, в основном — все-таки наклейки: от каких-то технических штучек на оборудование, стикерпаков, заканчивая этикетками на бутылки, крема. [Или теперь вот — арт-марки. — Прим. Ред.]»

Настя: А для изображений надо учитывать какие-то припуски на погрешность реза, как в полиграфии — 3 или 5 мм?

Роман: Здесь резка не идет в край изображения. Чаще всего у нас просто белый (или какой-то другой) фон. Но ни одна машина не сможет идеально ровно вырезать — погрешности есть везде. Здесь - 1/10 мм: она не ровно режет по контуру изображения. Это не бросается в глаза, но погрешность будет.

Настя: Можно для себя узнать, сколько у вас стоит, например, А6 формат стикер-паки восемь вариаций, листов сколько?

Роман: Честно, не скажу. Но вот здесь на этом тираже получилось 12,6 рублей одна штучка *, но они достаточно мелкие, — это редкость. Обычно всего 5-8 штук. И здесь время на резку каждого элемента больше… Один лист этой мелкой нарезки режется минут восемь-десять, а если какие-то примитивные элементы (кружочки, например), — то это он быстро.

* мы путешествуем в типографию зимой 2022 года.
Рассчетная цена для "марок" была 300 рублей за лист (100 штук).

Как итог нашего эксперимента, в феврале 2022 года выпущена в обращение собственная марка Музея уникальных вещиц «Петр Первый». Тираж ограничен 100 экземплярами. И уже в марте эта дивная вещица сопровождала наши бандероли. В дополнение к марке Музей выпустил открытку (таким же ограниченным тиражом), на обороте которой содержатся все основные сведения о миниатюре.

Игра удается прекрасно!

Ирина Фомина, художник-кукольник, друг музея:
«...хотела сказать, что на конверте интересная марка Пётр Первый привлекла внимание работника почты. Я тоже подивилась, что марка без стоимости. И только когда я вскрыла конверт, по открытке поняла, что это за марка. Здорово! ...Буду хранить этот конверт.»

Информация с оборота открытки:

«Графическая миниатюра создана художником — мастером монограмм Алексом Чудовым к году 350-летия Петра I. Это одна из монограмм первого императора России, представляющая собой вензель, который использовался на полковых знаменах в период его царствования. Вверху — императорская корона, созданная по образцу имперской короны Святой Римской Империи императора Максимилиана и разобранная после смерти Екатерины I.
Миниатюра выполнена в виде дореволюционной  марки в стилистике русского модерна и выпущена в обращение в феврале 2022 года как юбилейная арт-марка для почтовых отправлений Музея уникальных вещиц, размер — 25х34 мм, тираж — 100 экз.»

[март, 2022]
 
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.

События

20.09.2022
Выпуск всех летних материалов Музея в одном аннотированном файле.
29.08.2022
Максим Егоров и его «Узоры русских росписей» — соискатели в конкурсе от портала «Филателия.Ру».
25.08.2022
Корабль Книжной галактики держит курс на океан Китайской Детской Литературы и приглашает присоединиться.
23.08.2022
Коллекция представлена общественному совету филателистов и экспертному совету АО "Марка".
11.08.2022
Друзьям Музея - художникам, посткроссерам, филателистам, мечтателям о новом проекте. Дополнительно приятно, что первой маркой стала арт-марка Музея.
Встреча 10 октября в 19:00. «Путеводитель по созданию шрифтов» / Марина Ходак
Встреча 10 октября в 19:00. «Путеводитель по созданию шрифтов» / Марина Ходак