«РУКОВОДИТЕЛЬ ИЗДАТЕЛЬСТВА». Вопрос 1: ИП или ООО?

Студенты и стажеры растут. Шаг за шагом идут к своей мечте. Что за мечта? Быть издателем! Когда знаешь, что будешь издавать, хочется понять следующее: как? Как открыть издательство? Что для этого надо знать? Сегодня наша Маша отправилась на «Курсы руководителей» при Санкт-Петербургской Службе занятости. Первый день — шесть часов они изучали 1С и конспектировали список его возможностей. «Не могли бы вы прислать мне эту информацию в электронном виде?» — уточнила Маша, радуясь, что их хотя бы не учат управляться с мышью.

Что на самом деле интересовало Машу? Конспект нашей сегодняшней беседы прилагаю в качестве первой лекции.

На фото: "Домашнее высшее издательское: Маша и Настя"
Лекция: Аня Амасова

Вопросы Маши: «Открывать ли ИП или ООО? В чем разница?»

Традиционно считается, что ИП — индивидуальный предприниматель, — это удобная форма единоличного владения организацией. В то время как ООО — общество с ограниченной ответственностью, — это удобная форма владения организацией несколькими людьми-учредителями, или людьми и другими организациями. Но есть и нюансы.

Чьи доходы?

ИП не является сотрудником самого себя, и все, что есть на счету ИП — это его личные доходы. Он может как пустить их «в дело» — на оплату чьих-то услуг, типографии, роялти, так и забрать себе.

Генеральный директор ООО — это нанятый сотрудник, даже если он же — единственный учредитель (и сам на себя возложил обязанности директора). Доходы ООО — это не его личные доходы, а доходы организации. Получить эти деньги как частное лицо он может либо в качестве зарплаты (премии за успешную работу, командировочных расходов, материальную помощь и т.д.), либо в качестве дивидендов (когда организация начнет показывать бухгалтерскую прибыль, часть которой можно решить распределить). Но последнее крайне маловероятно: оно либо произойдет не скоро, либо вообще не произойдет.

Чья ответственность?

Отсюда вытекает и обратная взаимосвязь. ИП отвечает перед кредиторами всем своим имуществом — исключая единственное жилье. ООО отвечает перед кредиторами только имуществом ООО, а не его руководителей.

Кредитором могут выступать как, к примеру, типографии, у которых вы напечатали что-то с рассрочкой платежа, но не сумев оплатить, так и сотрудники или люди, с которыми вы заключили договора, пообещав им оплату. А также — государство, в виде своих разнообразных органов, включая налоговые.

Поэтому у каждого общества существует Уставной капитал — средства, внесенные учредителем/учредителями при создании организации и отраженные в Уставе (чаще всего — это минимальные 10 000 рублей). Уставной капитал вы (лично или вместе с друзьями-соучредителями) вносите при открытии. Многих пугает разница в «первом взносе» на открытие между ИП (только пошлина) и ООО (пошлина и капитал). В моем время было не обязательно вносить деньги на расчетный счет: можно было принять и отразить уставной капитал — стульями и подержанным компьютером (общим счетом не дешевле 10 тысяч рублей). И в случае чего — именно эти стулья и компьютер отойдут тем, с кем вы не смогли расплатиться. Сейчас десятка обязательна деньгами, а все прочее (увеличение уставного капитала) может быть чем угодно. Законодательство все время меняется — следите за обновлениями.

Кстати, в ООО может быть и всего один учредитель — собственник, и, допустим, он же ген.директор.

А может быть целая команда: участие в принятии совместных решений (и распределении дивидендов), вес каждого голоса соответствует доле в Уставном капитале.

Пример:
Маша: 50% - 1 письменный стол общей стоимостью 5000 рублей.
Даша: 20% - 2 стула стоимостью 2000 рублей
Петя: 30% - 3000 рублей.

Существующие варианты 50х50 (люди часто выбирают этот вариант как аналог соглашения «а прибыль — пополам») не кажутся мне удачными. Дело в том, что речь не только о прибыли, но и о юридических формальностях. При принятии решений только кажется, что «голосов пополам» — это равноправие, но это не так. При разных взглядах на развитие бизнеса в этом случае два учредителя упираются в стенку и кто-то будет продавливать ситуацию в свою сторону.

Если вы изначально думаете, что ни о каком равноправии речь идти не может, и главный — только один, — дайте больший вес именно этому участнику.

Если же вы хотите все-таки честного партнерства — возьмите третьего, например, на 10%, человека разумного и бесстрастного. И пусть именно его голос будет решающим, в случае, если у каждого из вас по 45%, а мнения — диаметрально расходятся.

Страховые взносы

Так как ИП не является сотрудником на зарплате, то свои страховые взносы — на пенсию и медицину — он оплачивает самостоятельно. Это называется «минимальные страховые взносы». Если доход вашего ИП не превышает 300 т.р. в год, то ваш ежегодный платеж просто за существование в статусе ИП — больше 40 000. За 2021 год, к примеру, эти взносы составили бы 40 874,00. Если же ваш доход больше 300, то еще добавляются проценты. Если у вас есть доход, и, допустим, режим налогообложения УСН-Доход, вы на эти взносы можете уменьшить 6% налог — вплоть до 3%. Но если дохода нет — вы просто платите страховые взносы. (Или закрываете ИП.)

Если вы директор собственного ООО, вы платите страховые взносы только в том случае, если ООО работает, вы получаете (или еще кому-то платите) зарплату. Рассчитываются эти взносы как процент с заработной платы. В случае, если ООО деятельность не ведет или ведет, но обходится без директора, директор может уйти в творческий неоплачиваемый отпуск. В этом случае ни зарплата, ни, соответственно, взносы не платятся.

Займы, стартовые деньги и гос.поддержка

Если вы занимаете деньги на ведение бизнеса у кого-то, кто не является вашим близким родственником или другом, способным оказать финансовую поддержку просто так (которую вы бы положили на свой счет ИП как «свои деньги»), то один из способов — сделать этого человека соучредителем ООО, выделив какую-то долю участия (до дивидендов далеко или не дойдет, так что это форма участия в принятии решений, и это честно: человек заинтересован, чтобы деньги вернулись и готов вас поддержать).

Так как именно учредителю проще всего пополнить счет. На первом этапе это неизбежно. Чаще всего такая операция называется «беспроцентным займом учредителя», не облагается налогом и возвращается, как понятно из названия, без процентов. Учредитель может сделать и дар, кстати.

Поддержка на развитие сейчас дается ИП. Также их «заманивают в ИП» в Службах занятости бесплатной помощью в регистрации. Так что если у вас сходу есть 40 тысяч в год — можно попробовать, если есть подходящая программа гос.поддержки. ООО же может рассчитывать на гос.поддержку обычно только через год своей деятельности.

Есть ли разница по налогам?

Если вы маленькое издательство, скорее всего, вы выберете для себя режим налогообложения УСН, которых существует два вида: «Доходы» и «Доходы минус расходы». (Название весьма условно: тут понимается не доход, а поступления — все входящие средства.) Кем бы вы ни были — ИП или директором ООО. Я бы рекомендовала начинающим издателям с небольшим оборотом, планирующим самостоятельно вести бухглатерию, выбирать «УСН - Доход», хотя бы для начала. В этом случае вы платите: а) фиксированный процент (6%) со всех входящих средств и б) имеете возможность уменьшить его в два раза (до 3%) за счет оплаченных страховых взносов.

УСН-доход-минус-расход приятен тем, что позволяет платить налог только с разницы между доходами и расходами. Общепринято, что его ставка выше, так как платится не с прихода, а с суммы разницы — 15%, но на самом деле надо смотреть конкретный регион и вид деятельности в нем. В Санкт-Петербурге, к примеру, сейчас ставка — 7%. (Но не меньше 1% от суммы поступлений, даже если расходы больше поступлений). *

* Все это будет меняться, изменится за вашу жизнь тысячу раз. Уже сейчас разрабатываются новые налоговые ставки по этим двум видам УСН - они будут выше в процентном отношении, но станут включать страховые взносы сотрудников и освободят вас от налоговой отчетности. Если контроль — это не про вас, если вы доверяете чужим людям/программистам/банкам считать ваши деньги за вас, лишь бы не заполнять бумаг — возможно, это будет подходящий вариант. Хотя на УСН-«доходы» я вижу в новых тарифах взлетевшую ставку. Тут многое зависит от размера вашего оборота, желания иметь или не иметь бухгалтерию (связываться с налоговыми органами), количества сотрудников и размеров их зарплат.

Считается, что если много расходов, то «выгоднее» применять режим «доход минус расход». Но на небольших цифрах, когда вы не зарабатываете на бухгалтера, когда многое непонятно и есть чем заняться, кроме бумаг, иногда и нет существенной разницы. Вы просто учитываете в себестоимости книги, что вам надо заплатить этот налог.

Здесь мне кажется важным заметить, что расходы и доходы для бухгалтерии считаются периодами. То есть: если вы провели все расходы в 23 году, а доход начал приходить в 24, то для сокращения налога вы не сможете учесть расходы 23 года — только текущего. То же верно и для страховых взносов: вы можете сократить налог на «Доходах» только на взносы, уплаченные в этот период.

Если вы не планируете сходу заводить бухгалтера, я бы рекомендовала начинать просто с «Доходов», а потом, по мере взросления, наработанных партнеров, каких-то понятных потоков туда и обратно — перейти на «Доходы-расходы». Режим налогообложения можно менять в декабре — хоть каждый год.

Бренд

В издательском мире, особенно - маленьких издательств, важен бренд. То есть «Название издательства». Довольно сложно сделать бренд собственного имени (хотя примеры есть) — это вам не американский капиталистический рынок, где все держится на имени основателя. У нас, в скромном издательском мире, так «не принято». Да и книги ИП Ивановой и книги издательства XXX — вызывают немножко разный интерес. Хотя уже сейчас ИП и просто физические лица могут регистрировать на себя товарные бренды. 

К бренду-названию вы можете придумать обоснование, месседж, логотип. Почему так названо, чем занимается. К собственным ФИО придется придумывать дополнительное, неофициальное, название. Надеясь, что оно запомнится и тоже станет брендом, хотя и не будет пробиваться по регистрационным базам. Например, известное вам издательство «Пешком в историю» — это ИП Каширская Е. В.

Хорошая новость: в современном мире вам не помешает статус ИП, если вы работаете с зарубежными партнерами. Однако регистрируя ООО, если вы планируете общаться с коллегами из-за рубежа, стоит озаботиться фирменным названием на латинице.

Регистрация по адресу

Когда-то ИП выбирали те, кто не хотел платить аренду за помещение для офиса, где разместится ООО. Сейчас ситуация несколько изменилась. ИП регистрируется по месту прописки — это правда. А вот ООО теперь можно зарегистрировать по месту прописки генерального директора. Особенно легко это сделать, если жилье находится у него в собственности. Так что разницы, по большому счету, нет.

Закрытие

ИП — очень просто закрыть. И снова открыть. С ООО так не выйдет: закрываться вы будете долго и нудно. И даже если вас вычеркнут из налоговых реестров за отсутствие деятельности (обычно это происходит на третий год с момента, как вы перестали подавать признаки жизни организации) — теоретически, на три года вы лишаетесь права создавать новое ООО.

Итого

Как видите, форму существования небольшого издательства можно выбирать по очень многим параметрам. Степень ответственности, количество игроков и на чьи деньги вы собрались играть. Выбор также зависит от вашей финансовой грамотности, от того, как вам удобнее распоряжаться средствами. Мне лично всегда было проще, когда «мои собственные доходы» не путались и не пересекались с «доходами государства (сиречь — издательства)». Вы одиночка или игрок в команде? Есть ли у вас деньги на оплату страховых взносов? Вам нравится финансово-учетная свобода или контроль? Будете вы нанимать бухгалтера или станете справляться сами? Когда планируете получать доходы? Как собираетесь продвигать свой бренд?.. Выбор — за вами.

В любом случае, к регистрации вам надо знать:

- форму издательства (ООО, ИП, возможные варианты — АО, НКО);
- форма управления, на кого будут возложены функции руководителя и главного бухгалтера;
- режим налогообложения;
- название или неофициальное название; возм., название на латинице;
- в каком банке будет открыт счет;
- кто ваши основные партнеры (контрагенты).

[июнь, 2022]
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.
Осенний вебинар от TypeType! Записывайтесь и присоединяйтесь.

События

20.09.2022
Выпуск всех летних материалов Музея в одном аннотированном файле.
29.08.2022
Максим Егоров и его «Узоры русских росписей» — соискатели в конкурсе от портала «Филателия.Ру».
25.08.2022
Корабль Книжной галактики держит курс на океан Китайской Детской Литературы и приглашает присоединиться.
23.08.2022
Коллекция представлена общественному совету филателистов и экспертному совету АО "Марка".
11.08.2022
Друзьям Музея - художникам, посткроссерам, филателистам, мечтателям о новом проекте. Дополнительно приятно, что первой маркой стала арт-марка Музея.
Встреча 10 октября в 19:00. «Путеводитель по созданию шрифтов» / Марина Ходак
Встреча 10 октября в 19:00. «Путеводитель по созданию шрифтов» / Марина Ходак