ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ: лекция 2. Мариинский театр

Продолжение цикла лекций Руфины Эмануиловны Павловой — материалов к неизданной книге «Театры Петербурга». Начало. Эрмитажный театр — здесь. Сегодняшняя лекция посвящена самому известному Театру Оперы и Балета — Мариинскому. История Театральной площади в Петербурге и уникального здания, удивительные традиции, подарки балетоманов, сувениры прошлого и многое другое. Визуальный ряд лекции: работы современных художников.
Одна из версий обложки к неизданной книге
С илл. «Дон Жуан», художник: Галина Коростик
Работа в собственности Галереи Вадима Зверева
Дизайнер проекта обложки: Людмила Адуевская
Илл. по тексту: работы из коллекции Музея
Лектор: Руфина Эмануиловна Павлова
В лит. обработке редактора Маргариты Ковалёвой
КАРУСЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ
По плану «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» на пересечении Торговой улицы и Морской Полковой (ныне — улица Союза Печатников и улица Глинки) проектировалась квадратная торговая площадь, которая «должна украсить город по примеру других европейских городов». Допускались на ней и народные увеселения.
С 1762 года площадь получила название Карусельной. Сюда, на место нынешнего Мариинского театра, перенесли амфитеатр, возведенный для «каруселей»* перед Зимним дворцом. Нанятые комедианты устраивали здесь «русское комедиальное зрелище», служившее развлечением для низших классов. Труды актеров оплачивались из средств полиции.
* Каруселями во Франции называли дворянские (рыцарские) турниры, включавшие поединки, состязания в силе, ловкости, умении держаться на лошадях, двигающихся по кругу.
Но деревянная сцена постепенно пришла в ветхость, и при строительстве Большого (Каменного) театра ее разобрали. Новый театр стал главным на площади, которую так и называли: площадь Каменного театра. Этот легендарный петербургский театр просуществовал 106 лет, с 1783-го по 1889 год.
«Балет Барокко». Художник: Галина Коростик
Миниатюра, 18х18 см Бумага, цветной карандаш
ТЕАТР-ЦИРК
Место напротив (как раз на месте Мариинского театра) тоже не пустовало: здесь, в деревянном цирке, обосновался итальянский артист Александр Гверра со своей римской труппой. Цирк охотно посещала светская публика, бывали в нем и великие князья, поэтому его выкупили в казну и перестроили в камне. В театре-цирке ставились и военные драмы, где романтическое действие соединялось со скачками, джигитовкой и ружейной пальбой. Но в 1859 году случился пожар, сгорели все деревянные части театра. Жертвой пламени стали партитуры опер и балетов. Александр II повелел архитектору Альберту Катериновичу Кавосу восстановить здание, но уже не как странное сочетание театра с цирком, а в качестве современного театра.
«МАРИНКА»
![]()
Мариинский театр (в проекции). Художник: Анна Ненашева
Работа для книги «Опера: маленькая музыкальная энциклопедия»
(изд-во «Фордевинд»)
Кавос не только за год восстановил театр, который «восстал, как Феникс, из пепла сгоревшего цирка», но и значительно его улучшил. Театр стал именоваться Мариинским, в честь Марии Александровны, жены императора Александра II. Бледно-бирюзовую отделку зала с белыми и золочеными лепными украшениями Мариинский унаследовал от Большого театра. Такое оформление очень шло голубоглазой и светлокожей императрице.
Сцена Мариинского театра была больше сцены миланского оперного театра «Ла Скáла», уступая только Парижской опере. Но двигаться по ней нужно было осторожно: на полу прокладывали рельсы, по которым двигались колесницы, лодки и другой антураж опер и балетов. Мелом отмечали люки, из которых вырастали деревья, били подсвеченные фонтаны и куда проваливалась театральная нечисть.
Петербуржцы быстро сократили название и стали называть театр «Маринка» («Мариинкой» его называли приезжие). Бюст императрицы Марии Александровны украшает фойе театра.
СИМВОЛЫ ТЕАТРА
Зал Мариинского театра. Художник: Мария Богданова
Иллюстрация к книге «Волшебное закулисье Мариинского театра»
(Изд-во «Поляндрия»)
Австрийский художник Франчиолли расписал плафон (потолок) театра по голубому фону фигурами амуров и танцующих нимф. А по периметру разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов — от Фонвизина до Островского. За создание трехъярусной бронзовой люстры для газового освещения театра купец Константин Плеске получил «золотую медаль для ношения на шее».
В 1914 году художник Александр Яковлевич Головин расписал для Мариинского занавес в виде расходящихся складчатых кулис, словно сшитых из гранатовой парчи. Цвет был выбран по контрасту, чтобы «определять границу между залом и сценой». Есть версия, что рисунок взят со шлейфа платья императрицы Марии Александровны. Именно этот занавес стал одним из главных символов театра.
СКАЗКА ПЕТЕРБУРГСКОГО БАЛЕТА
«Антракт». Художник: Петр Фролов
Шелковый шарф с принтом картины
Галерея Петра Фролова
В антракте в царском фойе сервировали чай, для чего из императорской кухни отпускались ромовые бабы, бриоши, торты, чайное печенье.
На постановки не жалели средств — сэкономивший на декорациях и костюмах директор вполне мог лишиться должности. Шутили, что именно из балетов посетители театра узнавали о жизни Индии, Балкан или Египта.
Чтобы зрители узнали о спектакле, на тумбах расклеивались афиши, популярные газеты печатали подробные рецензии, часто подписанные известными литераторами.
ВСЕ В ТЕАТР!
Мариинский театр. Художник: Алиса Юфа
Иллюстрация к книге «Пешком по Петербургу с Тимкой и Тинкой»
(Изд-во «Пешком в историю»)
Учащиеся могли попасть на вечерний спектакль только в ложу, вместе с семьей. А вот утренние посещать разрешалось и без родителей, поэтому учебные заведения, например Смольный институт и Императорская Академия художеств, имели в театре свои ложи. Билет на спектакль можно было забронировать заранее, опустив письмо с указанием количества и желаемого расположения мест в специальные ящики около театра.
БАЛЕТНАЯ ПУБЛИКА
![]()
«Балерина». Художник: Ирина Фомина
Фарфоровая куколка. Костюм по эскизу Льва Бакста
Работа в частной коллекции (Москва)
Фотограф: Анастасия Гусарова
Балетоманы составляли особую часть публики Мариинского театра. Они искренне любили балет и восхищались отдельными артистами. Из драгоценностей, подаренных балеринам, можно было бы составить целую коллекцию, достойную лучших музеев мира.
Золотые лавровые венки и корзины дорогих цветов считались слишком банальными подарками. Кшесинской подносили бриллиантовые часы на платиновой цепочке, золотые чарки и даже «серебряный жбан от четвертого яруса» (там сидели юные балетоманы).
Безумное обожание кумиров тоже перешло из традиций Большого (Каменного) театра: «тальонисты», поклонники Марии Тальони, однажды купили на аукционе ее шелковую балетную туфельку и торжественно съели под соусом, а Марии Суворщиковой подарили сделанный по мерке ее ноги золотой танцевальный башмачок с бриллиантовой брошкой.
ПОКЛОННИКИ
![]()
За кулисами. Художник: Мария Богданова
Иллюстрация к книге «Волшебное закулисье Мариинского театра»
(Изд-во «Поляндрия»)
Множились поклонники (фанаты) — они вызывали любимцев на бис и «захлопывали» (ошикивали) конкурентов, ждали артистов у выхода, дарили цветы и конфеты, кидали шубы под ноги «этуалям», впрягались в экипажи кумиров вместо лошадей. В Михайловском театре была даже особая лестница в три ступеньки, которая шла к гримеркам. Она называлась «ручка», потому что по ней поднимались поклонники, чтобы поднести любимой актрисе букет и поцеловать ей ручку.
БЛАГОЕ ДЕЛО
![]()
«Балет "Жар-Птица"». Художник: Елена Карпицкая
Батик (роспись по шелку)
Работа для книги «Балет: маленькая музыкальная энциклопедия»
(изд-во «Фордевинд»)
Лучший способ собрать деньги на благое дело — дать спектакль! Звезды театра играли в пользу «убежища для одиноких актеров», увечных воинов и жертв наводнения. Гимназисты с помощью благотворительных спектаклей собирали деньги на обучение «недостаточных учеников».
Знаменитый занавес Мариинского театра был расписан в 1914 году именно для благотворительного концерта духовых оркестров. Его так и называли — «Концертный» или «Инвалидный» (концерт давался в пользу военных инвалидов). Кто же знал, что именно он станет легендарным?
СУВЕНИРЫ
Набор игрушек для раскрашивания «Балерина». Создатели: семья Калининых
По фотографиям из коллекции Музея
Модель: балерина Дарья Устюжанина, фотограф Егор Канеев.
(Деревянные игрушки «Фаника»)
После посещения спектакля дети играли в театр. На Рождество в лавке Дойникова в Гостином дворе за 10 рублей можно было купить в подарок «дойниковский театр». В комплект входили персонажи, декорации и ноты. В кондитерской Вольфа (Невский проспект, 18) можно было купить конфеты с портретами артистов и даже фигурки оперных персонажей из марципана. В киосках продавали фотографии сцен из популярных спектаклей.
Сцена из спектакля «Золушка»
Балерина: Валерия Мартынюк. Фотограф: Светлана Аввакум
Репетиция в Мариинском театре
ОПЕРА ИТАЛЬЯНСКАЯ И РУССКАЯ
Оперы в Мариинском шли без отставания от европейских столиц. В 1862 году в Петербург приезжал сам Джузеппе Верди, чтобы руководить постановкой оперы «Сила судьбы», написанной для Мариинского театра. Но в 1885 году император Александр III не продлил контракт с итальянцами. Он счел, что, пока поддерживается итальянская опера, не развивается русская. Русская опера сначала казалась скучной и была непопулярной.
Итальянка Медея Мей (Фигнер) была исполнительницей русских партий, объединившей в творчестве традиции обеих стран. Сейчас ее бюст стоит в главном фойе театра.
Но вскоре Дирекция стала интересоваться композиторами «Могучей кучки». Цезарь Кюи писал: «Римский-Корсаков принес живописность, фантазию, опоэтизированную русскую песню; Бородин — грандиозные картины; Мусоргский вдохнул в народ жизнь, озвукотворил его чувства, стремления, страдания». Но до такой новой русской музыки надо было дорасти. Многие разделяли мнение великого князя Алексея Александровича, брата императора: «Разве это музыка: вечное дзынь-бум-бум!»
И тут на помощь публике и Дирекции императорских театров снова пришел Чайковский. Он стал как бы мостом между итальянской и русской традицией, и вскоре из 20 оперных премьер в театре 14 были творениями русских композиторов.
Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» появилась на Мариинской сцене в 1882 году.
![]()
«Снегурочка (с подснежником)». Художник: Галина Коростик
Работа в собственности Галереи Вадима Зверева
ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ
![]()
«Иоланта». Художник: Екатерина Чудновская
Иллюстрация к книге «Опера: маленькая музыкальная энциклопедия»
(издательство «Фордевинд»)
Заманчивым для зрителей национальной оперы было и новое отношение к постановкам. Художники стремились сделать костюмы и декорации роскошными и исторически достоверными. Впрочем, постановки зарубежных авторов не отставали. Как не отставали и оперные фанаты от балетоманов.
Поклонники исполнительницы роли Валькирии Терезы Мальтен пытались подарить ей (предварительно выкупив) «благонравную лошадь», с которой она имела такой успех на сцене. А самым трогательным подарком Шаляпину от рабочих сцены стала доска от люка, на которой актер «в первый раз поднялся из преисподней в кабинет доктора Фауста».
НОВЫЙ ВЕК — НОВЫЕ ИМЕНА
![]()
«Мариинский театр». Художник: Галина Коростик
Илл. к неопубликованной книге «Театр: маленькая историческая энциклопедия»
(изд-во «Фордевинд»)
В конце XIX века с казенными театрами конкурировали не только иностранные гастролеры, но и Частная русская опера Саввы Мамонтова. Оттуда директор императорских театров переманил молодых художников Константина Коровина и Александра Головина, вернул в Мариинский театр Льва Бакста и Александра Бенуа. Художники превратились в соавторов композиторов и режиссеров. Некоторые спектакли Мариинского театра до сих пор идут в созданных ими декорациях и костюмах. Дебютировавший на Мариинской сцене «шестым басом» Федор Шаляпин вернулся на родную сцену исполнителем главных ролей.
Газеты писали, что с появлением Шаляпина стало трудно попасть в театр: «легче добиться конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра».
СВОБОДУ!
![]()
«Князь Игорь». Художник: Борис Кунин
Иллюстрация к книге «Опера: маленькя историчекаая энциклопедия»
(изд-во «Фордевинд»)
В1917 году зрители оперы «Князь Игорь», когда солист Мариинского театра Павел Андреев запел «О дайте, дайте мне свободу!», громко зааплодировали, поднялись со своих мест и закричали «ура». Но, когда свобода пришла, театр оказался в трудном положении. От требований «переоценки ценностей» и «отражения современности» Мариинку не спас ни Художественный совет государственной оперы, состоящий из сотрудников театра, ни авторитет Шаляпина, который в 1918 году вернулся в родной театр как художественный руководитель.
С 1917 по 1920 год он пережил все: саботаж, забастовку хора, уход артистов кордебалета, эмиграцию солистов, репетиции с голодной труппой на неотапливаемой сцене, постановку революционного балета «Красный вихрь» и бесплатные спектакли для красноармейцев.
__________________
О художниках-создателях:
Галина Коростик. Родилась в Ленинграде, член Санкт-Петербургского Союза художников (секция графики). Участница более 80 выставок, в том числе персональных, как в России, так и за рубежом. Работы хранятся в частных коллекциях и музее Владимира
Набокова.
Галина Коростик
Фотограф: ???
Для неопубликованной книги «Театры Петербурга»
________________
Алиса Юфа. Родилась в Новосибирске. Окончила отделение живописи Новосибирского художественного училища, затем РГПУ им. Герцена, отделение рисунка. Алиса живет в Санкт-Петербурге.
![]()
Алиса Юфа
Фотограф: Евгений Егоров
По заказу Музея уникальных вещиц
_________________
Екатерина Чудновская. Художник, художник-иллюстратор. Училась в МСХШ, окончила с отличием ГХИ им. Сурикова. Сотрудничала с самыми разными издательствами, в т.ч. иллюстрировала сказки разных народов. Нравятся исторические и этнические книги, рыцарские романы, сказки, где много костюмов, старинных или экзотических интерьеров и пейзажей.
![]()
Екатерина Чудновская
Обработка фото: дизайнер Елена Подушка
Для книги «Опера: мал. муз. энциклопедия»
__________________
Елена Карпицкая. Окончила ГПУ им. Кирова, художественно-графический факультет. Работает в технике акварель, батик, живопись, графика.
Елена Карпицкая
Для книги «Балет: мал. муз. энциклопедия»
Борис Кунин. Заслуженный художник РФ. Живопись, графика, иллюстрации.
![]()
Борис Кунин
Для книги «Опера: мал. муз. энциклопедия»
Анна Ненашева. «Люблю, когда в иллюстрации есть где развернуться фантазии и любви к истории — интересная архитектура, костюмы, упряжь животных и какие-нибудь чудо-корабли. Нравится иллюстрировать не только книги, но и игры и упаковку — законы там другие, поэтому очень интересно.»
![]()
Анна Ненашева
Для книги «Опера: мал. муз. энциклопедия»
Петр Фролов. Персональный сайт и биография художника.
![]()
Петр Фролов
Для каталога Музея «Full House: Artists, their Books and Rights: "Q"»
Мария Богданова. Родилась в Твери. Закончила МГХПУ им. Строганова. Живёт и работает в Москве.
Мария Богданова
автопортрет; подарок Музею
Светлана Аввакум. «Люблю танец. Живу танцем. Снимаю танец»
![]()
Светлана Аввакум
автопортрет; подарок Музею
Ирина Фомина. Член ТСХ ДПИ, Член Обьединения кукольников С-Петербурга, родилась в Ленинграде в семье художника и модельера. С раннего детства научилась рисовать и шить, но образование получила музыкальное. Созданием кукол занялась в зрелом возрасте, с 2007 года, поступив в Школу авторской куклы Спб. Ежегодно принимает участие в международных и российских выставках. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. «В настоящее время делаю фарфоровые куклы и музыка прекрасного фарфора звучит в моем сердце. В этом материале я воплощаю свое представление о красоте.»
Ирина Фомина
подарок Музею
«...Когда-то очень давно, в 70-х годах, будучи девочкой-подростком, я служила в Мариинском театре. Пела в детском хоре театра под руководством Леонида Митрофаньевича Теплякова. Мы, дети, пели не только в оперных спектаклях, но и в балетных. Таких как "Щелкунчик", "Сотворение мира". В оперных спектаклях мы пели на сцене, а в балетных — за кулисами. После репетиций в детском хоре, которые заканчивались обычно в 20 часов, те, за кем не приезжали родители — дети постарше — могли свободно перемещаться по театру. И мы с подругой, конечно же, потихоньку пробирались за кулисы и могли смотреть любой спектакль. Особенно я любила балет (кстати, я три года занималась хореографией в ДК культуры им Газа), и моим кумирами были, конечно же, Михаил Барышников и Ирина Колпакова, с которыми мы и познакомились за кулисами театра. Между выходами на сцену Михаил Барышников очень любил пообщаться с детьми, шутил, а однажды по-братски посадил меня на свои колени. Я это помню, по сей день.» — из архива Музея уникальных вещиц, воспоминания Ирины Фоминой.
[октябрь, 2020]