ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕТЕРБУРГ: лекция 4. Театр Марионеток Деммени

Тильтиль_СиняяПтица_Метерлинк

От Музея: Сегодня мы с вами совершим Путешествие в Театр Марионеток Деммени, первый детский театр в России (и Европе), которому всего через месяц исполнится сто три года...  Нашими проводниками станут главный режиссер театра Эдуард Гайдай, народная артистка России Фаина Ивановна Костина и куклы-актеры. Эта открытая лекция была прочитана 21.10.21 на площадке детской библиотеки «БиблиоЗонтик» (Васильевский остров, Санкт-Петербург) по случаю выхода сборника пьес Эдуарда Петровича «Слова Волшебника». Благодаря переданным в Музей на хранение аудиозаписи и фоторепортажу Якова Голуба мы с вами имеем возможность в любое время присутствовать на лекции, погрузившись в атмосферу встречи.

Организатор: Наталья Полева. Фоторепортер: Яков Глуб.
Расшифровка и набор: Юлия Симкина. Редактор: Аня Амасова.

Вступление: слово Главного Режиссера

Эдуард Гайдай:

Театр марионеток имени Деммени — самый первый в нашей стране государственный театр кукол. И хотя он называется «театром марионеток», это не значит, что у нас только подвязанные на нитях куклы, — в своих спектаклях мы используем кукол почти всех известных систем.

У меня есть такое объяснение: например, в Москве, существует Театр армии. Но не всегда же там по сцене ездят танки! Иногда там играют нормальные спектакли. Вот так и у нас — конечно, есть спектакли с марионетками, но мы универсальные исполнители, и в театре существуют все виды кукол.

Сегодня мы расскажем вам о Театре — кто и когда придумал Театр для детей, что за спектакли в них идут, и, конечно, о куклах. Лучше всего о них, о работе с актёрами-марионетками расскажет Фаина Ивановна Костина, народная артистка России. Когда-то — в нашем театре! — она первая сыграла Чебурашку, и это было еще до мультика. Вообще Фаина Ивановна сыграла несколько сотен ролей.


Эдурд Гайдай и Фаина Ивановна Костина — на встрече с вами. 

Кукольный театр как синтез искусств: рассказ Артистки

Фаина Ивановна Костина:

Вы любите Театр? А в нашем театре кто-нибудь был? Кукольный театр — особенный. Чтобы получилось представление — интересное, красивое, иногда грустное, иногда веселое, — в театре собираются вместе самые разные виды искусства. Например, Живопись и Архитектура — ведь надо придумать героев, оформить сцену. А еще — Скульптура, потому что куклы даются актеру как скульптурка с подвижными частями тела. Дальше вступает Актерское искусство: актер начинает работать с куклой, дает ей душу, вместе с режиссёром определяет её характер… Режиссер берет какой-то материал, это драматургический материал, а значит, в театре у нас присутствует Литература…

Что было до Театра Кукол?

Раньше в России кукольники существовали сами по себе. Это были одиночки, которые показывали свое представление — ходили по дворам, выступали на ярмарках, в балаганах.

Начиная с XVIII века, немцы и итальянцы стали привозить к нам марионеточные номера. Эти представления были номерами танцующего скелета: он танцевал, у него все двигалось, руки-ноги подпрыгивали, отдельно голова подпрыгивала — странно, интересно.

Первый русский театр для детей и первый спектакль

Но вот в 1918 году, то есть сто три года тому назад, группа художников решила, что детям — с пяти лет и до десяти — нужен свой театр! И эти очень талантливые люди решили его создать. Вдохновителем идеи стала художник Любовь Шапорина-Яковлева. Театр возник 1 декабря 1918 года.

Для России это было непростое, холодное, тяжелое время. Но те же годы были очень интересными в искусстве нашей страны: они назывались «Серебряным веком» и дали миру много известных художников, поэтов, композиторов в России. И все эти люди интересовались куклой-марионеткой — такая была в то время мода.

И, представьте себе, в это непростое время, в 1918 году, появляется первый кукольный театр... Знаете, какой спектакль был поставлен самым первым в России? «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина. В нем работали с куклами-марионетками, и спектакль имел большой успех.

Сейчас этот театр называется Театр марионеток имени Деммени. В этом году в нем идет 103-й сезон. А значит, пять поколений точно смотрело спектакли в нашем театре: не только мамы и папы, бабушки и прабабушки, но и ваши прапрадедушки могли их видеть!

______________

Где?
Где находится наш театр, знаете? Вот уже восемьдесят три года мы работаем в центре города Петербурга, на углу Садовой и Невского проспекта.
_____________

Театр — дело Художников

Не удивительно, что именно художники организовали кукольный театр. (И это не только у нас, такая практика была и за границей.) Ведь художник очень важен в таком театре! Художники расписывают декорации, рисуют эскизы кукол, потом художники-скульпторы вырезают этих кукол (раньше кукол делали из дерева: головки делали из липы, потому что она очень мягкая, а все остальное — из твердых сортов дерева, например, берёзы или сосны). Поначалу сами художники становились режиссерами, а потом — начали привлекать режиссеров...

Как существует кукла?

Разумеется, когда все впервые, все только начинается, негде получить образование, потому что не существует ещё школ и кафедр (в нашем театральном институте кафедра «Театр кукол» была открыта только в 1960 году — сейчас там учат и режиссеров, и актеров, и художников, и постановщиков.) — обучение происходит в процессе, методом проб и ошибок, а главное — придумывания! Как должна существовать кукла? Какая у нее подвязка? Как она двигается?

Сейчас уже много придумано разных инструментов для вождения марионетки, чтобы кукла была подвижной, но самый первый инструмент — мы называем его «классическим» — придумали те самые художники. И дали ему название — «вага». А вага — это на самом деле базарные весы, которыми взвешивали тяжести. Видимо, потому что и у весов, и у этого инструмента то же подвижное коромысло.

Актер и кукла

Куклу-марионетку приносят актеру, и он принимает самое прямое участие в создании образа: от него зависит, как будет ходить кукла. Когда начинаешь подвязывать куклу, надо, чтобы ноги не болтались, не были безвольными. Иногда даже надо кусочек свинца на пяточку или в какое-то другое место подложить, чтобы кукла основательно двигалась.

Кукла очень капризная! Марионетка не любит людей разболтанных. Когда начинаешь с ней работать нужно быть очень сосредоточенным, иногда просто как шахматист думать. К этим сочленениям часто требуется математический подход. Работая с куклой-марионеткой, кроме того, что ты в образе, кроме того что ты поешь, двигаешься, говоришь за нее, даешь ей свой голос, надо все время помнить, что будет дальше... Не выходя из образа, думать, какие нитки ты будешь брать следующими, чтобы кукла продолжала существовать, чтобы дети ей сопереживали.

  
Кукла-актер и актриса Ф. И. Костина

Эти нитки очень важны! Дерните в воображении височные — голова поворачивается, отпустили — опять прямая. А еще есть затылочные ниточки — опустил голову, поднял голову… Хотите, чтобы актер нагнулся? Натягиваем спинную ниточку. А если бы я захотела, чтобы он танцевал — надо привязать ему еще одну ниточку, пониже…

Марионетки любят цирк!

Марионетки очень любят цирк. Они великолепные гимнасты, канатоходцы, жонглёры и даже могут плавать. Например, у нас было цирковое представление, где Танечка и Ванечка дрессировали в бассейне акулу-каракулу. Цирковые спектакли есть у нас и сейчас — это наша традиция; кстати, они всегда имеют большой успех за границей.

Первый мальчик актрисы

 
Тильтиль. Мальчик из спектакля «Синяя птица»

Этот мальчик из спектакля «Синяя птица». «Синяя птица» — это произведение Метерлинка. В этой замечательной истории мальчик Тильтиль и его сестренка Митиль ищут Синюю птицу, потому что её мечтала увидеть девочка-соседка, которая была нездорова и её надо как-то спасать…

Был точно такой же мальчик, только одетый в другую одежду, так как дальше в спектакле он существует в образе принца, — в кукольном театре бывают дубли, — но та кукла куда-то исчезла. У этой куклы многих ниток нет, однако мальчик прекрасно двигается — ходит, может сидеть, переживать. Вот он пошел, побежал. Нервничает, садится, качается, прыгает. Он может стать на колено. А вот споткнулся – упал.

Я играла этого персонажа в 1961 году — на второй год моего прихода в театр. Я пришла в театр в 1960 году, так что уже шестьдесят два года я там служу. Это была первая роль на втором году моей работы, которую мне доверил Евгений Сергеевич Деммени, где я поняла, что такое энергетика зрительского зала и твоя энергетика как актера — мы просто обменивались этой энергией с ними. Такое сопереживание от зрителей шло, что у меня даже мурашки по спине бегали. Тишина стояла: если бы муха пролетела — её было бы слышно. Вот как переживали зрители за этого мальчика!

Основатель театра: Евгений Сергеевич Деммени

Я застала нашего основателя театра — Евгения Сергеевича Деммени, сорок пять лет, с 1924 года, руководившего театром. Это он принял меня в театр.

Как я уже говорила, в конце 1918 года появился театр Шаполиной-Яковлевой, которая великолепно начала работу, но через какое-то время в те непростые годы она уехала в Париж, и театр остался без руководителя. И тут появляется Евгений Сергеевич Деммени...

Евгений Сергеевич Деммени — военный инженер. В автобиографии он всегда писал: «По происхождению — дворянин, по образованию — военный инженер, а по пристрастию, увлечению — актер». Я знала его десять лет: он был большим эрудитом, благородства невероятного. Образование у него потрясающее: одиннадцать лет кадетского корпуса, где у кадетов был свой театр, и кроме всех технических наук преподавали философию. После кадетского корпуса два года — пажеский корпус царского двора, и еще два года — офицерские курсы. По окончании первые два года он служит белым, а потом, демобилизуясь в 1920 году, попадает в Красную армию — тогда нужны были умные головы. Там он получил медаль «Честному воину карельского фронта» и в 1922 году демобилизовался.

В этот момент он не знает, чем ему заняться, и поступает в ТЮЗ — начальником пожарной охраны. Работает в ТЮЗе, но при этом берет на заводе кружок с молодыми рабочими и ставит с ними драматические спектакли.

Однажды, прогуливаясь по Невскому проспекту, он увидел в витрине магазина сундук с с французскими куклами конца XIX века. Магазин назывался «Магазин случайных вещей», — в те годы это были комиссионные магазины. Ни секунды не размышляя, он покупает этот сундук: восемнадцать кукол комедии дель арте конца XIX века, — и приносит к своим ребятам-кружковцам, рассказывая им о кукольном театре… А ребята эти очень тянулись к искусству: мало того, что они хотели заниматься театром, они всё умели: у них были хорошие руки — они и строгали, и пилили, и шить могли….

Откуда он знал о кукольном театре? Когда ему было шесть лет, он с мамой ездил в Париж и там впервые увидел кукольный театр «Петрушки» (во Франции Петрушку зовут Гиньоль). Увидев эту куклу, Евгений Сергеевич очень её полюбил, а вернувшись в Петербург, стал со своими друзьями, — тогда ему было 7 – 8 лет, — делать дома на праздники кукольный театр. На Рождество или Новый год вырезали куколок, оформляли и придумывали сюжеты и выступали перед своими друзьями и родителями.

В каждой стране есть свой Петрушка. Во Франции — Гиньоль, в Англии — Панч, Ведуша в Индии, Карагёс в Турции, Полишинель в Италии… А в России был Петрушка. Его полное имя Петр Иванович Урусов, и появился он еще во времена Грозного.

А с другой стороны у Евгения Сергеевича был еще один круг знакомств — композиторы, художники, драматурги… Объединившись, они пишут историю на тех кукол, которых он купил в комиссионном магазине: спектакль назывался «Арлекинада» — и вот они в великолепном оформлении, в прекрасном небольшом театре дают представление...

Конечно, Евгений Сергеевич любил Театр марионеток. Знал о нем все, встречался с актерами. Чтобы спасти оставшийся без руководителя театр, он берет весь созданный им в 1924 году театр «Петрушки» и объединяет его с театром марионеток: «петрушечники» научились работать с марионеткой, те научились работать с «тростевыми», «пятачковыми» и другими куклами… — и организует свой театр.

Впервые он показывал свой театр на Адмиралтейской набережной, там жил его первый художник Александр Гауш. На премьеру пригласили театральных людей, критиков… Когда спектакль закончился, стояла такая тишина, что все в труппе думали: «Все — бить будут». И вдруг раздались громкие аплодисменты и крики «Браво!» Театр всем понравился и Евгений Сергеевич получил на следующий день от Брянцева, который руководил ТЮЗом, письмо, где было написано: «Вы стоите на пороге очень интересного дела, и ни в коем случае не оставляйте его».

Художники. Татьяна Георгиевна Бруни

В детском театре должны быть очень хорошие художники, самые лучшие! Чтобы оформлять все интересно, красиво, профессионально. И в Театре марионеток так было всегда.

Например, в у нас работала художник Татьяна Георгиевна Бруни. До того, как прийти в Театр марионеток, она служила в Мариинском театре — оформляла балеты, и в Малом оперном — оформляла много спектаклей. Однажды Евгений Сергеевич Деммени пригласил её к нам на оформление спектакля, и Татьяна Георгиевна очень полюбила наш театр. Оформила двенадцать спектаклей! «Двенадцать месяцев» Маршака и «Сказку о мертвой царевне» Пушкина, и Шекспира «Проказницы Виндзора», и «Брак поневоле» Мольера — в те годы у нас были спектакли не только для детей, но и для взрослых. Спектакль «Синяя птица» по пьесе Метерлинка тоже оформляла она — тогда у нас появился совершенно небывалый свет, которого раньше не существовало.

Режиссеры, актерская труппа

Кроме художников, детскому театру необходимы отменные режиссеры и актерская труппа. Когда я пришла в театр, в нем работала совершенно замечательная труппа: люди, которые не так давно пережили войну — всего пятнадцать лет прошло, — и поэтому чувствовали радость жизни, делились своими тайнами, умениями… Их не надо было просить — они сами подходили и рассказывали про все свои секреты вождения кукол.

Кукла из Театра марионеток им. Деммени 

Драматурги для детского театра. Самуил Яковлевич Маршак

Детский театр требует и особенной драматургии. В нашем театре ставили много классики — Чехова, Гоголя, Пушкина, много иностранных авторов — например, Метерлинк или Джонатан Свифт и его «Гулливер в стране лилипутов»… Но все искали современную драматургию, и нам в театре сильно повезло, потому что в те годы — в начале тридцатых годов прошлого века — тогда в Петербурге работал заведующим литературной частью в ТЮЗе Самуил Яковлевич Маршак.

Посмотрев в 1924 году один наш спектакль, Маршак влюбился в наш театр и начал писать для «Петрушки» пьесы, они в те годы безумно нравились и детям, и взрослым. Двенадцать пьес только для одного озорника Петрушки: смешные истории «Петрушка медвежий вожак», «Петрушка иностранец», «Петрушка покупатель»…

Перчаточные куклы


Петрушка

Я парочку историй застала, когда пришла в театр. Получила большую роль с Петрушкой и поняла, что не так-то это и просто — работать с этой куклой, хотя кажется, что никаких сложностей нет: работают всего три пальца. Но простоять целый спектакль с поднятой рукой, не теряя пола, чтобы кукла была всегда на одном уровне, да еще параллельно создавать внятный образ, чтобы Петрушка что-то делал, — так устает рука, просто отваливается!

Я поначалу была одна, только потом у меня появились дублеры, и когда приходила домой, и буквально плакала. Потому что репетировать почти целый день с поднятыми руками, танцевать, прыгать, скакать, а ещё говорить и петь много, — это было непросто. Но выдержала.

Опера в детском театре

Потом Маршак начинает писать для театра — «Теремок», «Кошкин дом»… Первый «Кошкин дом» был небольшой оперой. Это была первая детская кукольная опера.

Кукольный театр и телевидение

Слово «впервые» стало определяющим — все было в театре впервые. Например, в 1925 году появляется музыкальный спектакль «Макс и Мориц» — по нынешнему языку, это был «брендовый» спектакль, на него ходили взрослые и дети. По этому спектаклю, благодаря студии «Ленфильм», впервые в России и вообще в Европе был снят одноименный кукольный фильм.

1939 год, у нас еще нет в домах телевизоров, а экспериментальное телевидение обращается к Евгению Сергеевичу и предлагает ему поставить на телевидении спектакль в марионетках. И все это тоже было открытие: ведь надо было совладать со светом, с декорациями (они были монохромными, бежевого цвета, цветного телевидения вообще пока не существовало).

Куклы-марионетки тоже были вырезаны блистательным художником, который жил в Москве, но работал с Евгением Сергеевичем почти всю жизнь. Этот спектакль потом перенесли на сцену театра, а куклы из этого спектакля, — три основные куклы, — были отправлены на Международную выставку игровых кукол в Брюссель, Бельгия, и там получили серебряную медаль. Так что первый телевизионный спектакль, первый фильм, а также первые курсы по подготовке режиссеров, актеров, художников были открыты Деммени. Его ученики открыли в Советском Союзе двенадцать кукольных театров.

«Гулливер в стране лилипутов»

Впервые актер-кукольник появился на сцене наравне с куклами-артистами. Это произошло в спектакле «Гулливер в стране лилипутов». Актер в роли Гулливера вместе с куклами-лилипутами выступал в кукольном театре.

Спектакль появился у нас в 1928 году, но в 1936-м Евгений Сергеевич сделал новую редакцию, и в этой новой редакции в его постановке спектакль дошел до наших дней. И сейчас идет, в новой постановке 2001 года, но куклы играют те самые, старинные.. Представляете, сколько спектаклей прошло? Четыре тысячи — уж точно! Скоро в Книгу рекордов Гиннесса войдет.

Тростевые куклы


Девочка Оля в руках артистки Ф. И. Костиной

Эту девочку зовут Оля, ее я тоже играла в шестидесятые годы… Сейчас ей шестьдесят один год. Это был любопытный спектакль, написанный при Н. С. Хрущеве, во времена, запомнившиеся «кукурузной историей» — мы ее везде тогда выращивали. Добронравов написал тогда пьесу «Колосок волшебные усики», и эта пионерка Оля была главным персонажем. Среди других ярких персонажей был очень хулиганистый Репей, но, правда, очень красивый. И еще девочка Лень…

У этой тростевой куколки из шестидесятых есть внутри механизм: называется «гопит». Он как каретка (или джойстик): голова поворачивается вслед за переводом каретки. Если поднять каретку вверх — Оля разглядывает звездное небо, а если опустить — быстро или, наоборот, медленно, — может хоть в носу поковырять…

Планшетные куклы

  
Заблудившийся Козлик в Библиотеке

А вот еще один вид кукол, таких сейчас очень много во всех театрах, особенно в маленьких. Они больше всего похожи на куклы-игрушки, потому что предназначены для игры на столе (или на планшете, поэтому эта система кукол называется “планшетные”). Это козлик из спектакля «Красная Шапочка», он играет эпизодическую роль персонажа, который случайно забрел не в свою сказку и даже не знает, как его зовут. Играл его очень хороший актер: козлик появляется, такой растерянный, встречает Красную Шапочку, не понимает, что с ним и как он здесь очутился. И оставлял впечатление, западал детям в душу. Когда уходили, дети всегда спрашивали: «Где козлик?»

 

С куклой очень многое можно сделать, только работать надо так, чтобы тебя как бы не было, а все шло от неё. Энергию найти, голос и — все через куклу.

О сказочниках-драматургах и режиссерах

Эдуард Гайдай:

Фаина Ивановна рассказывала о том, что театру нужны художники, артисты, я бы еще добавил — композиторы. Но еще должны быть те, кто создает театру произведения. Есть, конечно, писатели, они пишут сказки, истории, повести, романы, но их нельзя поставить на сцене или показать в кино. То, что играют на сцене — поставлено по пьесам, которые принадлежат к совершенно отдельному жанру — драматургия. У этого жанра, позволяющего воплотить какую-то историю в театре, есть свои задачи и свои законы, и есть свои «писатели» — драматурги. А у театра кукол еще и своя специфика!

Вы, наверное, знаете Шекспира, Мольера — старинные известные драматурги, но они не писали пьес для театра кукол. Поэтому, если взять «Гамлета», то его впрямую в куклах трудно поставить — ведь написано для живых людей.

Поэтому получается, что чаще всего режиссерам-кукольникам приходится брать какие-то детские произведения и адаптировать их к театру кукол, либо самим сочинять новые. В том числе и я пишу пьесы (хотя не всегда только для театра кукол — иногда увлекаюсь и пишу уже для разных театров). Я с удовольствием сочиняю и новые истории, но чаще бывает, что исходя из желаний зрителя мне надо адаптировать какое-то известное детское произведение для нашей сцены — это уже называется «инсценировка, сценарий».

Кстати, в отличие от старинных драматургов, которые писали очень подробно и все описывали, сейчас драматург только дает общую схему — психологическую и сюжетную. Считается, что все остальное придумают режиссер, художник, хореограф и другие постановщики, исходя из заданной схемы.

Вопросы из зала и ответы:

Э. П. Гайдай и Ф. И. Костина отвечают на вопросы слушателей 

— Сколько времени занимает один спектакль?

Э. Г.: У нас они разные. В расчете на молодых людей в последнее время стараемся ставить спектакли продолжительностью не более часа, или один час десять минут с антрактом. А раньше были спектакли и по полтора часа. Больше полутора часов мы спектакли не делаем, потому что детям тяжело. Для маленьких детей есть спектакли и по сорок пять минут - это «европейский вариант», у них приняты такие нормы для малышей.

— Вы помните самую первую пьесу?

Ф. К.: «Белый тигр» — это китайская сказка. У меня там была вот такусенькая маленькая роль. Мне дали сыграть китайского зайца: очень боялся, выскакивал, дрожал, у него уши тряслись, и когда он пел песню, надо было всем видом показать, как ему страшно. Когда я закончила эту сцену и ускакала, как сумасшедшая, раздались аплодисменты. Я была потрясена: первые аплодисменты были за то, что я выскочила, чего-то сделала и ускакала.

— Сколько вам было лет, когда Вы первый раз выскочили?

Ф. И.: Двадцать. Но через два месяца после того, как я выскочила, исполнилось двадцать один.

— Со скольки лет можно ходить в театр? У вас есть какой-то театр для очень маленьких детей?

Э. Г.: Сложный вопрос… сейчас вошли в моду так называемые беби-театры. Но я считаю, что это не очень правильно: все-таки человек должен, как минимум, разговаривать и хоть чуть-чуть понимать что-то. И не бояться, когда выключают свет, иначе один раз приведут такого ребенка, и он на всю жизнь испугается и не будет больше никогда ходить в театр. Все дети разные. Кому-то уже и с трех лет нормально. В Советском Союзе было написано: «Младше пяти — не пускать».

— Ваш самый первый спектакль?

Э. Г.: Мой самый первый был поставлен, когда я учился в институте. По Брехту «Шпион», про фашистов и антифашистов... Первый спектакль в профессиональном театре — «Калиф и Джинн» в русском драмтеатре г. Уфы. А первый спектакль по моей пьесе был поставлен режиссёром В. Пази в театре им. Ленсовета — «Братец Кролик на Диком Западе»… Тоже в то время, когда я ещё учился на режиссёра.

Э. П. Гайдай в зале среди детей — слушает лекцию Ф. И. Костиной
[октябрь-ноябрь, 2021]

События

12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
15.05.2024
Благодарность от Оренбургского Государственного Университета главному редактору Музея уникальных вещиц Ане Амасовой за мастер-класс «Практика перевода книг-картинок, графических романов и книг художников».
11.05.2024
Музей встретился со студентами Академии Асада (Каир), которые подготовили для нас презентации и переводы арабских сказок.
04.05.2024
4 мая 2024 года в День Рождения знаменитой музы Льюиса Кэрролла — Алисы Лидделл — Музей анонсирует запуск в работу книги о пиар-легенде с погружением в «кроличью нору» научных технологий управления общественным мнением авторства Алисы Кербер.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!