«Народные художественные промыслы - это про бизнес»: репортаж с презентации книги программы ДПИ (СПбГУ) «Захожское кружево. Сплетение времен»

От Музея: в начале марта 2024 года основная образовательная программа «Декоративно-прикладное искусство» (факультет искусств, кафедра изобразительного искусства) Санкт-Петербургского Государственного Университета провела презентацию своей первой КНИГИ — результата исследовательского и творческо-практического проекта для студентов, организованного преподавателями программы совместно с культурно-историческим центром «Светёлочка» МБ АНО «Центр поддержки семьи». Итогом творческого исследования стало уникальное книжное издание. Хозяйка Музея Аня Амасова и фотограф Светлана Аввакум побывали на этом камерном мероприятии, чтобы рассказать вам о нем и о книге: книге дизайнеров как источнике идей для производства и экономики, — в текстах, разворотах и фотографиях.

Захожское кружево. Сплетение времен : учебное пособие / Митрофанова Н. Ю. - Санкт-Петербург : ООП «Декоративно-прикладное искусство»; Кириши : МБ АНО «Центр поддержки семьи», 2023. - 176 с : ил., цв. ил. - ISBN 978-5-6049697-0-0

Текст: Аня Амасова. Фотографии: Светлана Аввакум
Где: СПбГУ, факультет искусств, 6-я лин. В.О., Органный зал

Итак, вечер понедельника, начало весны. Органный зал здания факультета искусств на Васильевском острове — сродни Площади Бастилии в Париже: на второй нет Бастилии, в первом — органа. Три деревянные ступеньки переносят вас в просторный светлый зал, по первому впечатлению — бальный. Его усиливают рояль и фортепияно, а также настоящий «трон», из красного дерева, с гобеленом. Напротив трона — небольшие подмостки и занавес: против ожидаемого («ниша для музыкантов?») за ним скрывается небольшая церковь. Там, где по замыслу когда-то стоял орган, — зона защиты части дипломов, встреч и презентаций: мониторы, микрофон, стол с «виновницей торжества» и ряды стульев, ожидающие главных гостей.

  

 

Наконец, все причастные в сборе: студенты, издатель, преподаватели в роли редакторов, рецензенты и поддерживающие добрым словом коллеги... Информацию о захожском кружеве вы не найдете нигде, хотя, как мы узнаем на презентации, родилось и сохранилось оно на территории Ленинградской области — в 60 километрах от Санкт-Петербурга по направлению к городу Кириши, будучи традиционным для киришских деревень, объединенных словом «Захожье».

Во вступительном слове организатора проекта и издателя этой книги Елены Гордеевой, сопровождаемом фотографиями и видео из поездки, мы вместе со студентами отправляемся в то, летнее, их путешествие — пять дней лета 2022 года: садимся в пригородный поезд, заселяемся в гостиницу, разъезжаем по Киришскому району на автобусе-«буханке», посещаем культурные центры Захожья, общаемся с мастерицами, поем песни кружевниц, танцуем захожскую кадриль, делаем зарисовки, качаемся в гамаке и немножко — бродим босиком по реке Волхов...

«Сейчас цепочка поколенческая прервалась — мы восстанавливаем искусство этого кружева как современного ремесла, — рассказывают организаторы проекта. — Последние бабушки-кружевницы уже не плетут, но научили нас... Мы пригласили студентов в проект. Было интересно и тревожно: зайдет ли ребятам старинное ремесло? Научили их...  И — не оторвать! Сидят в светелке, плетут и плетут!»

  
   
На фото (вверху, слева): Елена Гордеева — организатор проекта,
руководитель культурно-исторического центра «Светёлочка»
(МБ АНО «Центр поддержки семьи»), издатель книги.

Но было бы неверно предположить, что целью привлечения лучшей креативной творческой молодежи к проекту была исключительно необходимость передачи ремесла. Нет!

«Традиции, в которые вы погружаетесь, могут стать вдохновением для вашего творчества, — продолжают организаторы и педагоги, обращаясь к студентам-дизайнерам. — Однако народный художественный промысел — это про бизнес. Его надо продавать. Что с ним дальше-то делать? Ваша задача — придумать, как он может существовать в условиях современности, в повседневном предметном мире...»

   
Фото слева: Кира Анатольевна Венцова — старший преподаватель программы ДПИ,
ответственный / выпускающий редактор издания.
В центре: студентка Татьяна Дёмина, дизайнер макета книги и обложки.
Справа: слушатели, (в фокусе) - студент-участник программы Остап Волк.

И они вдохновились! В проектах студентов российское кружево преобразилось в 15 (пятнадцать) коллекций. Здесь и интерьерные панно (Остап Волк, Ульяна Ульянова) и керамические чаши (Арсен Ахмедов), коллекция орнаментов (Александр Нефедов) для текстиля и плитки и, собственно, ее превращение в саму напольную и настенную плитку (Анастасия Бабко). Ажурные прорезные светильники, шелковые платки (Анна Семашко, Анна Синяткина, Кымбат Дощанова, Сымбат Дощанова), хлопковые фартуки (Татьяна Дёмина),  резные салфетницы (Валерия Сенотрусова) и другие проекты.

Кружево вдохновило студентов и на создание произведений искусства: монументальной скульптуры (Николь Вереш), брошей, гобеленов и подушек (Екатерина Попова) и даже творческой группы-лаборатории «По кружевному пути» — для нашего поколения это «экспериментальный театр», — с завораживающими философскими инсталляциями, танцем кружевного пути (Татьяна Дёмина)...


  
Развороты из части книги
«Выставка творческих работ»

Пожалуй, единственное, что вы не встретите в книге —  вторая ассоциация при слове «кружево» (особенно в контексте «поддержки семьи» и «организация повседневной жизни») — дизайн-проект кружевного нижнего белья: то ли оно не современно, то ли именно русское кружево для него не подходит, то ли книга должна попасть на кафедры СПбГПТД, где как раз готовят специалистов по дизайну одежды... Впрочем, придется ведь думать не только о разработках, но и о производстве! И планирующееся закрытие единственной в Северо-Западном регионе петербургской фабрики ОАО «Гардинно-Кружевная Компания» (работает с 1834 года) очевидно не поможет нам ни в реализации дизайн-проектов, ни в деле укрепления семьи...... Ах да, а первая ассоциация, сохранившаяся из предыдущих эпох, — сувениры для иностранных коллег.

И книга вышла — удивительная. Невероятное количество изображений: уникальные старинные и современные фотокадры, эскизы, зарисовки, планы, чертежи! Открываешь — и понимаешь: в руках у тебя совершенно секретный документ, инвестиционный проект, пошаговое вдохновение по созданию прекрасного будущего. 

 
 
Развороты из частей книги «Пленэр» и «Глоссарий»

Интересный факт: издание в рамках гранта (издание осуществлено при поддержке Президентского фонда культурных инициатив) планировалось как относительно простая «методичка» в виде брошюры. А получился увесистый полноцветный том: книга — исследование, книга — погружение, с экскурсом в историю захожского кружева (и кружева в истории моды и общества вообще), с глоссарием и основными приемами кружевоплетения, с путевыми заметками о «кружевных десантах» студентов и преподавателей, зарисовками с пленэров, но самое главное — со всеми эскизами и фотографиями готовых моделей проектов, интерпретирующих тему захожского кружева в многообразии его современного применения.

Кстати, дизайн макета делала студентка Татьяна Дёмина. Полюбившийся многим почти квадратный формат, лаконичная обложка с блинтовым тиснением в форме кружева, покрытая матовым лаком, скрывает насыщенные красками и идеями мелованные страницы.

К сожалению, не смогла присутствовать на презентации главный автор книги — Наталья Юрьевна Митрофанова, кандидат искусствоведения, доцент кафедр «Изобразительное искусство» (СПбГУ, программа «Декоративно-прикладное искусство») и «История и теория искусства» (СПбГУПТД). Именно ее теоретические части делают издание настоящим учебным пособием для студентов — будущих художников по текстилю, дизайнеров, специализирующихся в области дизайна текстиля, костюма и интерьера по направлениям «История искусств», «Теория и история искусств», «Искусство костюма и текстиля», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», в каком бы учебном заведении и в каком бы городе те ни обитали...

  
 Развороты из частей  «Захожское кружево» («Киришское кружево сегодня»)
и «Кружево в современном мире»
(«Кружево в нехарактерных для него ранее областях применения»)

...Когда все картинки и видео показаны, когда преподавателями и руководителями проекта сказаны все слова, в дымке из воспоминаний, вдохновения и взаимного восхищения, проходит торжественная церемония вручения экземпляров. Кира Венцова, преподаватель программы, человек невероятных организаторских способностей, взявшая на себя ответственность и за пленэры во время поездки, и за воплощение идей в материалах, и, конечно же, выступившая ответственным редактором издания — вручает каждому КНИГУ. Маленький запакованный кусочек студенческой жизни, конфета впечатлений и страницы портфолио одновременно.

Тут-то и открывается скрытый смысл наличия ваз с цветами! У каждого участника: студента, преподавателя, руководителя, рецензента, консультанта — в руках оказываются книга и весенний нежный цветок...

  

...Желающим книгу придется поискать! Тираж ее — 250 экземпляров. 17 обязательных экземпляров отправлены в РКП — откуда должны быть распределены, наравне с диссертациями, по главным научным библиотекам страны. Благодаря личным контактам книга передана в библиотеку СПбГУ, а также попала к коллегам на профильную кафедру декоративного искусства и дизайна РГПУ имени Герцена. Есть она в Киришах и Вологде. Но, на мой взгляд, как же это издание нуждается в том, чтобы попасть на все профильные кафедры ВУЗов, училищ и техникумов!.. Кстати, некоторое количество экземпляров по-прежнему есть у преподавателей программы ДПИ СПбГУ, куда могли бы обратиться заинтересованные коллеги.

...И, знаете, что мне теперь интересно? Без сомнения, в стенах ведущих вузов талантливая творческая молодежь у нас есть. Увлеченные преподаватели, способные передавать мастерство и знания, поддерживать идеи и развивать их таланты — тоже... Некоторые полагают, этого вполне достаточно, чтобы быть уверенным: у России есть будущее. Однако мне кажется, для будущего недостаточно «просто иметь творческий ресурс». Его необходимо применять. И применять эффективно. Есть ли у нас те, кто способен взять этот творческий потенциал, да и начать интегрировать в реальность? Есть ли единая система комплектования библиотек учреждений высшего и средне-специального образования, позволяющая мгновенно обмениваться вдохновением и идеями? Создана ли та среда, в которой творчество становится ведущей областью экономики, а будущее — действительностью?.. На мой взгляд, это пока по-прежнему открытый вопрос... 

«Все в наших руках», — говорит на презентации одна из студенток.

Пока же предлагаю всем дружественным кафедрам рассмотреть этот пример сохранения научных исследований в виде книжного издания как прикладной «кейс» по проведению студенческих исследований, сохранению и презентации творческих идей. От СПбГУ, с программы «Декоративно-прикладное искусство», факультет искусств.


Слева направо: Анна Бабкина (Крайнова) — преподаватель программы ДПИ (СПбГУ), 
наставник в проекте, соавтор проектного раздела книги, младший редактор издания.
Любовь Шулепова — предприниматель, хозяйка швейного ателье «Эксклюзив»
(Кириши), пошив изделий в рамках проекта.
Елена Гордеева —  руководитель культурно-исторического центра «Светёлочка»
(МБ АНО «Центр поддержки семьи», Кириши), организатор проекта, издатель книги.
Ольга Кулижнова — старший преподаватель программы ДПИ (СПбГУ),
наставник в проекте, соавтор проектного раздела книги,
художественный редактор издания.
Кира Венцова  — старший преподаватель программы ДПИ (СПбГУ),
наставник в проекте, соавтор проектного раздела книги, 
ответственный редактор издания.
Аня Амасова — «консультант по вопросам о Настоящих книгах».

[март, 2024]

События

05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
28.12.2023
Двенадцатый дайджест Музея - собрание лекций, семинаров, статьей и других материалов: деятельность Музея за четвертый квартал 2023 года.
17.11.2023
10 детских брендовых детских издательств России — на X-й Шанхайской международной книжной выставке детских книг!
13.11.2023
Футуристы, конструктивизм, искусство плаката начала XX века и эксперименты со шрифтами и типографикой — программа лекций в ЦГПБ Маяковского от звезд петербургской студии шрифтового дизайна TypeType 18 ноября — 15 декабря, 2023 год.
27.10.2023
Друзья Музея Книжной галактики «Музей уникальных вещиц» приобрели в подарок галактике музея «Лошадиная сила» невероятно красивую печатную машинку! С 27 октября — в экспозиции музея, кодовая фраза для друзей и меценатов: «Образцовая Ундервуд».
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!