УДК, ББК и АВТОРСКИЙ ЗНАК : часть 1 - история создания, отличия и смысл

От Музея: в связи с актуальностью темы для книгоиздательской отрасли и любопытных сотрудников редакций, Музей публикует фрагменты интересного исследования студента Кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования НИ ТГУ, Кирилла Морозова. Исследование посвящено практике применения УДК, ББК и Авторского знака в современном издательском и библиотечном деле. Его первая часть посвящена регулирующим документам, истории создания всех трех систем и структуре. Мы наконец-то узнаем, когда, кем и для чего они создавались! И какие документы регулируют их использование в современном мире. 

Автор: Кирилл Морозов, кафедра книгоиздания, НИ ТГУ
Научный руководитель: Гнюсова Ирина Федоровна
Илл.: Буракова Лиза, кафедра граф. дизайна, СПбГУ

Вступление

Для обычного читателя указание УДК, ББК, авторского знака на обороте титула, скорее всего, представляется бессвязным набором цифр. Для библиографа же упомянутые системы — важная составляющая книги, поскольку именно они идентифицируют ее и отражают характеристики, в отличие от обложки или заголовка издания.

К сожалению, в современных реалиях ситуация такова, что перестают понимать назначение этих индексов ответственные за их проставление издатели. Действительно, классификационные индексы и авторский знак предназначены исключительно для библиотечного дела, работа издателя — только присвоить их изданию и отослать обязательные экземпляры. В результате эта часть создания книги не отождествляется с издательской деятельностью, соответственно, теряется острая необходимость и заинтересованность издателя заботиться о правильном проставлении индексов. Ведь ошибка в индексе не отражается на продажах книги, не увеличивает и не уменьшает ее тираж. Иными словами, коммерческий успех издания не зависит от достоверности библиографической информации в ней.

Тем не менее, ситуация сказывается пагубно на издании, просто с другой стороны. Ошибка в постановке индекса вредит книге как носителю информации, в котором есть культурная ценность и у которого есть функция сохранения и передачи сведений следующим поколениям. А самым главным каналом хранения и распространения книги для общественного пользования является библиотека, в чьей системе книга должна функционировать, чтобы не исчезнуть бесследно.

Стандарты по информации 
и практика применения знаков и индексов в книгоиздании

Объединяет библиотечное и издательсткое дело Система стандартов по информации, то есть ГОСТы. К некоторым ГОСТам выходят обновленные версии, большинство же остаются неизменными на протяжении десятков лет, но издатели и библиографы продолжают работать с ними, даже если общая практика изменилась.

Место УДК, ББК и авторского знака в книге строго нормировано. Его определяют два ГОСТа:

в ГОСТ 7.0.4-2020 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления», который устанавливает требования к составу выходных сведений печатных изданий, а также к оформлению выходных сведений и порядку их расположения на элементах изданий.

и ГОСТ 7.0.13-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) Карточки для каталогов и картотек, макет аннотированной карточки в издании», который «устанавливает общие требования к составу и порядку расположения сведений, приводимых на карточках и в макете аннотированной карточки, а также правила их издательского оформления».

Именно следование сразу двум ГОСТам определило и сложившуюся в современном книгоиздании практику: классификационные индексы и авторский знак указывают в издании дважды — в качестве выходных сведений для книжного издания и в качестве составляющей макета аннотированной карточки.

Так, классификационные индексы, согласно одному ГОСТу, принято располагать в верхнем левом углу оборота титульного листа (или на заменяющем его элементе). Универсальную десятичную классификацию и библиотечно-библиографическую классификацию приводят в виде соответствующих им аббревиатур. Авторский знак располагается под этими индексами, а именно — под первой цифрой ББК.

Что касается макета аннотированной карточки, то в издании карточка располагается там же, на обороте титульного листа, с небольшим спуском вниз от индексов в левом верхнем углу. В макете аннотированной карточки, по другому ГОСТу, УДК приводят в правом нижнем углу текстовой полосы карточки. ББК находится под индексом УДК, в том же правом нижнем углу текстовой полосы карточки. Авторский знак встречается в другом месте, гораздо раньше указанных классификационных индексов. Он располагается на левом поле перед второй строкой библиографической записи.

В упомянутых стандартах для издателей указана не только информация по размещению индексов в издании, но и по их определению. И она тоже разнится.

ГОСТ 7.0.4-2020 предписывает определять УДК по полному четвертому изданию Универсальной десятичной классификации на русском языке. Для ББК это сокращенные таблицы Библиотечно-библиографической классификации. Для авторского знака обращаются к двузначным таблицам авторских знаков Л. Б. Хавкиной. 

Указания по определению индексов по ГОСТ 7.0.13-2011 вновь отличаются: здесь УДК рекомендуют определять по полному изданию универсальной десятичной классификации на русском языке, для ББК приводят средние таблицы, а не сокращенные. Изменения обошли только авторский знак. Он все еще определяется и указывается по двузначным таблицам.

В сущности, а почему на территории нашей страны используется ББК и УДК одновременно? (Для зарубежных изданий не используются ни ББК, ни авторский знак.) С одной стороны, ББК лучше отражает отечественную историю, имеет историческую обусловленность. С другой стороны, УДК — самая распространенная международная система, а потому с этой классификацией библиотекам проще контактировать с фондами иностранных заведений и, соответственно, легче делиться с ними своим. Ответом на поставленный вопрос является не то, какая система лучше. Ответ в целях и задачах документов, с которыми работает библиотека.

И, вероятно, в ГОСТ 7.59-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации», которого, впрочем, нет в открытом доступе.

Краткая историческая справка
и структуры таблиц

Настало время углубиться в каждый классификационный индекс и авторский знак! Мы будем придерживаться того же порядка, в котором они указываются в верхнем левом углу оборота титульного листа.

УДК — универсальная десятичная классификация

Для таблиц УДК разработан отдельный стандарт — ГОСТ 7.90-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД) Универсальная десятичная классификация. Структура, правила ведения и индексирования». Из него мы возьмем определение: «Таблицы УДК (UDC schedules): Система классификационных таблиц, наглядно представляющих различные тематические и аспектные части Универсальной десятичной классификации с той или иной степенью подробности».

Таблицы делятся на основные и вспомогательные. Под основными понимается: «Таблица УДК, включающая основные классы и образованные от них комбинированные классы, в совокупности исчерпывающие все области знания». В то же время под вспомогательной таблицей считается: «Часть таблиц УДК, определяющих правила образования комбинированных классов и применяемые в таблицах специальные знаки».

Начало универсальной десятичной классификации прочно связано с Мельвилем Дьюи, который в 1876 году выпустил первое краткое издание десятичных таблиц. Классификация возымела успех на территории США и некоторых европейских стран.

Следующей важной точкой становится 1895 год, Брюссель. Здесь созывается I Международная библиографическая конференция, где с помощью организованного там же Международного библиографического института выносится решение о создании Универсального библиографического репертуара. Репертуар подразумевал под собой карточный каталог всемирной литературы по всем отраслям знаний. В качестве основы для системы систематизации репертуара была взята разработка Дьюи, но впоследствии она была значительно доработана.

Активными участниками процессов конференции являлись Поль Отле и Анри Лафонтен. Под их руководством десятичная классификация подверглась серьезным изменениям: были модифицированы формулировки рубрик, добавились новые индексы, которым придали иной внешний вид. Основным отличием стало введение общих и специальных определителей и грамматических средств для создания новых индексов. Новая десятичная классификация увидела свет в 1905 году в Брюсселе.

Изначально назначение таблиц ограничивалось руководством к упомянутому Универсальному библиографическому репертуару. Десятичную классификацию стали называть универсальной только в 1933 году, когда вышло второе издание таблиц. С тех пор УДК стал самостоятельной системой.

Международный библиографический институт, верней, то, во что он был преобразован — Международная федерация по документации — обладает контролем над полными, средними, сокращенными и отраслевыми изданиями УДК. Своей целью организация ставит разработку теории документации, организацию информации всех видов и во всех отраслях знаний. С 1991 года создан Консорциум УДК, объединяющий под своим началом как Международную федерацию по документации, так и несколько крупных издателей национальных версий УДК. Консорциум создан в качестве независимого органа, отвечающего за универсальную десятичную классификацию.

«С 1962 года УДК появляется на территории России.
Она становится единой классификационной системой
отечественных технических библиотек
и органов научно-технической информации

С 1962 года УДК появляется на территории России. Он становится единой классификационной системой отечественных технических библиотек и органов научно-технической информации. Годом позже введено обязательное индексирование всех публикаций на территории России по таблицам УДК. В настоящее время исключительным правом на перевод, издание и распространение УДК на русском языке обладает Всероссийский институт научной и технической информации, который с 2000 года является частью Консорциума.

Структура УДК

В основе структуры Универсальной десятичной классификации лежит принцип десятичных дробей. В свою очередь, дроби располагаются по иерархическому принципу, где каждый класс занимает отдельное от других место. Расположение дробей является одной из неизменно сохранившихся идей классификации Мельвиля Дьюи. В качестве достоинств системы выделяются обилие средств и приемов индексирования и легко сокращаемая дробность. Это позволяет использовать Универсальную десятичную классификацию для работы с самыми разнообразными источниками информации вне зависимости от объема и назначения фонда библиотеки.

Таблицы Универсальной десятичной классификации делятся на основные и вспомогательные. В основную таблицу включили понятия из определенных отраслей науки, техники, искусства и проч. Во вспомогательные включили понятия, которые могут повторяться или которые являются общими для всех или определенного количества разделов. Таблицы взаимодействуют между собой. Понятия из вспомогательной таблицы присоединяют к понятиям из основных, чтобы уточнить их содержание или форму.

Основная таблица Универсальной десятичной классификации разделена на десять основных разделов, отражающих всю совокупность существующих знаний. В силу того, что мы имеем дело с десятичной классификацией, то имеющиеся разделы из основной таблицы подразделяются на десять более мелких и узкоспециализированные. Эта цепочка продолжается и дальше. 

Самый первый раздел основных таблиц начинается с нулевого раздела. Он содержит в себе представления о науке в целом, письменность, документацию, информационные технологии, журналистику, музейное дело, библиографию, библиотечное дело и т.д. Этот элемент практически неизменно перешел из десятичных таблиц Мельвиля Дьюи. Великий философ закладывал в него роль вводного раздела к своей схеме.

Под гуманитарные науки отведены несколько групп классов в начале и в конце, а именно 1/3, включающий в себя философию, логику, религию, политику, психологию, экономику и др., и 7/9, включающий искусство, филологию, историю, географию. Математике наряду с естественными науками отведен 5 класс. Группе прикладных наук 6 класс. Эти классы находятся рядом, поскольку тесно связаны между собой.

Во вспомогательных таблицах УДК содержатся определители, чтобы детализировать индекс, качественно охарактеризовать документ и отразить общие, повторяющиеся признаки. Определители делятся на общие и специальные.

Специальных определителя всего три: с дефисом, с точкой ноль (.0) и с апострофом. Определители с дефисом содержат ряд понятий для характеристик машин и аппаратов, в зависимости от их конструкции, габаритов, формы, составных частей, способу действия, управления и т.д. Помимо этого, они обозначают характеристики веществ, характеристики изделий по их форме, характеристики процессов по параметрам и прочее.  Определители с точкой ноль применяются в разных разделах и, например, в классе 6 они обозначают процессы, оборудование, продукцию того или иного производства. Определители с апострофом выполняют синтетическую функцию. Их цель в комплексном обозначении отдельных составляющих элементов, свойств и иных характеристик. Как следствие, определители с апострофом широко распространены в разделах, связанных с химией, чтобы обозначить различные химические соединения. 

Общие определители отражают общие категории и признаки и служат для их стандартного обозначения. Среди этих категорий может быть: время, место, язык, форма и т. д. Присоединяются общие определители к любому индексу основной таблицы УДК. Общие индексы, отвечающие за обозначения языка, формы, места, народа и времени, в некоторых случаях применяются как самостоятельные. Вследствие чего они также могут быть детализированы с помощью основных индексов и других общих определителей. Общие определители свойств, материалов и лиц применяются исключительно в связке с основными индексами. По функциям данный тип определителей подразделяется на две группы: определители для более детального отражения содержания информации и определители для обозначения формальных признаков. Среди первой группы можно перечислить определители места и времени, свойств, лиц и материалов. К представителям второй группы можно отнести определители языка и определители формы.

ББК -  библиотечно-библиографическая классификация

ББК — самая молодая из универсальных классификационных систем. И, что немаловажно, это отечественная разработка со своими принципами построения таблиц. В создании опирались на принципы философской классификации наук Ф. Энгельса. В целом, на протяжении всей истории разработки и применения ББК идеологическая сторона давала о себе знать, что было закономерно.

В методических изданиях с таблицами ББК не дается исторической справки о формирования индекса. Это обстоятельство мотивирует нас обратиться к работам библиографов прошлого века, стоявших у истоков, чтобы узнать задачи, которые ставили перед собой ученые того времени. Прежде всего мы подразумеваем Льва Наумовича Троповского и его статью «Задачи советской библиографии». И, конечно, главным образом основой последующего материала об истории формирования ББК и его функционирования станут работы действующего главного редактора Библиотечно-библиографической классификации Эдуарда Рубеновича Сукиасяна.

Это создатель одних из самых авторитетных и разноаспектных источников на рассматриваемую нами тему. Сам Э. Р. Сукиасян не участвовал в разработке ББК, но впоследствии его деятельность стала крепко с ней связана. Во время аспирантуры он стал сотрудником Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, а его научным руководителем выступал З. Н. Амбарцумян. В целом, Эдуард Рубенович смог поработать в сотрудничестве с несколькими ключевыми фигурами в истории формирования Библиотечно-библиографической классификации. В апреле 1974 года стал заведующим отдела систематических и предметных каталогов и вошел в состав редакционной коллегии ББК. В феврале 1997 года он был назначен главным редактором ББК, занимая эту должность и на момент написания данной работы.

Стоит начать с краткого описания обстоятельств, в которых существовали библиотеки еще Российской Империи: до начала XX века российские библиотеки не обладали систематическим каталогом. Исключением были только крупнейшие библиотеки России, в которых применялись созданные для своей деятельности самой же библиотекой классификации.

Ситуация оставалась неизменной долгое время, так как библиографы того времени, в большинстве своем, работали без единой методологической базы и без оглядки на достижения своих коллег, из-за чего разрабатываемые планы на тему библиотечного дела принципиально отличались друг от друга. Государство также не оказывало никакого влияния в этой сфере. Книги расставлялись по отраслям наук, прежде всего разделяя научную и художественную литературу.

С начала XX века на территории России стала распространяться УДК, благодаря усилиям Б. С. Боднарского, активно пропагандирующего применение этой системы. Следующий этап зарождения ББК наступил с Великой Октябрьской революцией. Именно тогда начались разговоры о потребности молодого советского государства в собственной системе классификации. В тот момент библиотеки перешли под контроль Главного управления политико-просветительской работы. Руководителем названного органа была назначена Н. К. Крупская.

В 1921 году библиотеки обязались перейти на десятичную классификацию. К началу 1930-х годов образовалась дискуссия по поводу выбора между систематическим или предметным каталогом. По началу первенство было за предметным, но так как в нем было трудно контролировать идеологические вопросы, то на Совещании по теоретическим вопросам библиотековедения и библиографии в декабре 1936 года Н. К. Крупская подчеркнула ведущую роль систематического каталога.

Остро стояла классификационная проблема. В 1930 году в журнале «Библиотековедение и библиография» была опубликована статья Л. Н. Троповского «Задачи советской библиографии». В ней библиограф писал о том, что новую классификацию необходимо строить в соответствии с требованиями классификации наук. Он обозначил связь между философской стороной, отвечающей за ту самую классификацию наук, и библиотечной классификацией. В 1933-1934 годах Н. К. Крупская поручает Л. Н. Троповскому заняться разработкой новой классификацией.

Для начала Л. Н. Троповским была переработана десятичная классификация, названные впоследствии таблицами библиотечной классификации, они же ТБК. В 1938 году ТБК вышли в свет. С этого момента и вплоть до 1967 года библиотеки работали по созданной классификации. Она стала промежуточной между УДК и ББК. Дело Л. Н. Троповского продолжит З. Н. Амбарцумян, который вдобавок был редактором таблиц библиотечной классификации для массовых и областных библиотек.

Параллельно с этим, в начале тридцатого десятилетия прошлого века Е. И. Шамурин получает поручение от Н. К. Крупской начать подготовку новой советской классификации. С 1938 года он проводит семинары по вопросам классификации в Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, она же ГБЛ.

«Поскольку деятельность коллектива велась в рамках ГБЛ,
то и разрабатываемая классификация
изначально предназначалась для генерального
систематического каталога этой библиотеки

Таким образом Е. И. Шамурин постепенно сформировал вокруг себя группу людей, состоящих из слушателей семинаров, ученых, библиотекарей и библиографов, с которыми и должно было состояться сотрудничество по созданию классификации. Старостой семинаров в ГБЛ стала О. П. Тесленко. Поскольку деятельность коллектива велась в рамках ГБЛ, то и разрабатываемая классификация изначально предназначалась для генерального систематического каталога этой библиотеки.

В 1949 году был издан проект таблиц классификации. Он был представлен в виде книг с широкими полями для замечаний, которые должны были разослать ограниченным тиражом экспертам и получить обратно от получателя. Но ни один экземпляр не вернулся из-за ошибки. Оказалось, проект таблиц остался в ГБЛ и никому не отправлялся, что стоило Е. И. Шамурину отстранения от работы. В дальнейшем его даже не упоминали при разработке дальнейших проектов классификации, а его место заняла О. П. Тесленко, которая позже стала главным редактором ББК.

В 1960 году была подготовлена первая книга классификации, посвященная химии и химическим наукам. Начало было положено. В период с 1961 до 1968 года стали регулярно выходить таблицы по различным отраслям науки. Всего за период было выпущено 30 книг. Впоследствии подготавливались производные варианты таблиц, разрабатывались дополнения и исправления к имеющимся. Историю развития ББК можно считать завершенной в 90-е годы XX века. В это время проводились работы по модернизации ББК и деидеологизацией ее содержания. Так появилась Национальная классификационная система Российской Федерации, с которой мы имеем дело сегодня.

В классификации ББК имеется принципиальное различие с УДК, подкрепленное историческими причинами и более поздним временем создания. Самое главное различие заключается в классификациях наук и явлений действительности. ББК выстраивает переход от простого к сложному, от общего к частному. Помимо этого, ББК включает в себя промежуточные науки, которые изучают объект на определенном структурном уровне. В качестве основы деления на таблицы выступает сразу множество критериев: объект изучения, метод его исследования, структура объекта, территория, исторический период и прочие.

Есть и существенные отличия в способе индексации. Самое заметное — применение цифровых и буквенных знаков. Например, ББК не ограничивается арабскими цифрами, точками, дефисами и апострафами, в классификации принято и двоеточие, и косая черта. Применение арабских цифр схожее по функции с таблицами УДК: они обозначают ступени деления основных классов. Но на этом их функции не заканчиваются. Они также могут выступать в качестве обозначения территориальных типовых делений неадминистративного характера, государств, республик.

Структура ББК

Таблицы ББК для массовых библиотек состоят из нескольких видов таблиц: основных, общих, территориальных и специальных, типовых делений. Основной ряд Библиотечно-библиографической классификации возглавляет «Общенаучное и междисциплинарное знание». В настоящее время отдел находится в процессе разработки. В нем получают отражения общенаучные теории и концепции в современном научном знании, направления, сложившиеся в результате интеграции естественнонаучного, технического, социогуманитарного знания. Следующие три отдела включают в себя три основные области научного знания, то есть естественные науки, прикладные науки, под которыми понимается техника, сельское хозяйство и медицина, и общественные и гуманитарные науки. Основной ряд ББК замыкается отделом «Литературы Универсального содержания».

Последующие уровни классификации образуются путем членения основного ряда на подчиненные группы, отдельные науки и проблемы. Примечательно то, что таблицы для массовых библиотек несколько отличаются основным рядом от таблиц для научных библиотек. В этих таблицах естественные и общественные науки перенесены на вторую ступень деления и подчинены обобщающим классам.

В библиотечно-библиографической классификации присутствует схожая с универсальной десятичной классификацией система выделения, конкретизации, единообразного размещения и обозначения однотипной литературы. Если в УДК за это отвечала прежде всего система определителей, то в ББК это система типовых делений, включающие таблицы общих, территориальных типовых делений, типовых делений социальных систем и таблиц специальных типовых делений. Перечисленные деления, за исключением специальных, обслуживают все отделы классификации. Специальные типовые деления, как следует из названия, предназначены для отдельных отраслей наук. Каждая таблица типовых делений отвечает только за определенный аспект рассмотрения, поэтому в ББК присутствует возможность комбинирования этих таблиц.

Общие типовые деления ББК содержат тематические и формальные деления. К тематическим относятся история науки, научные и культурные связи и т.д. К формальным — библиографические пособия, справочные издания, сборники и проч. Первый ряд общих типовых делений обозначен строчными буквами русского алфавита, а последующие ряды обозначены арабскими цифрами. Индексы этого деления присоединяются к индексу отрасли или темы непосредственно - без дополнительных графических обозначений. Общие типовые деления не применяются, если для рассматриваемого аспекта уже имеется индекс в основной таблице или в таблицах специальных типовых делений.

Территориальные типовые деления имеют под собой функцию разделения материала по региональному признаку. Чаще всего в этих таблицах употребляются, помимо цифр, буквы русского алфавита. Основные деления территориальных типовых таблиц составляются по физико-географическому принципу: весь мир, части света и Мировой океан. Благодаря этому признаку ББК позволяет отражать литературу по таким понятиям как реки, горы, острова и др. В качестве частей света выделяют Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию и Океанию. Существуют два исключения в этом признаке — «Россия и СССР» и «Зарубежные страны в целом».

Территориальные типовые деления учитывают принадлежность России сразу к двум частям света, а именно к Европе и Азии, и потому не предусматривают представление нашей страны ни под одной из частей целиком. Под «Зарубежные страны в целом» понимают все страны, кроме, соответственно, самой России и СССР и тех, что занимают обширные территории на всех континентах. Дальнейшее членение происходит по политико-административному и административно-территориальному признаку. Территориальные типовые деления присоединяются к индексу подразделений как основных таблиц, так и общих типовых делений, в которых требуется выделить принадлежность тематики материала к отдельной местности.

Специальные типовые деления используются только в пределах одного отдела или нескольких разделов одной отрасли знания. Отличительным признаком специальных типовых делений является знак дефиса перед цифровой частью. Обычно эти деления размещаются непосредственно под индексами разделов, требующих детализации.

Авторский знак

«Авторский знак — это условное обозначение первого слова, с которого начинается первый элемент библиографического описания» — как следует из 7-го издания «Эластичных таблиц авторских знаков для кириллицы и латиницы». Он является индексом, который активно взаимодействует с Универсальными классификаторами, когда дело доходит до расстановки фонда библиотеки. Применяется во всех библиотеках.

История появления авторского знака в России вплотную связана с человеком, создавшим таблицы, по которым он определяется, — Любовью Борисовной Хавкиной.

Любовь Борисовна Хавкина родилась 24 апреля 1871 года в Харькове. Свое первое образование она получила во второй Харьковской гимназии, которую окончила в 1887 году с золотой медалью. В 1893 году она заканчивает Харьковское музыкальное училище с аттестатом 1-й степени. Ее знакомство с библиотекой началось с двенадцати лет, когда она поступила в Харьковскую общественную библиотеку, где, в конечном счете, проработала двадцать лет. В 1898-1901 году Любовь Борисовна уезжает в Германию, где получает высшее образование в качестве вольнослушателя на филологическом факультете в Берлинском университете. Эта поездка, как и многие другие ее поездки за границу, позволила ей изучить опыт работы иностранных библиотек и систем, с которыми те взаимодействуют. Германия, Франция, США, Канада — одни из тех стран, где Любовь Борисовна смогла подчерпнуть для себя немало нового и где она находила вдохновение для своих свершений.

В 1903 году в Харькове создается музей библиотековедения. Это был один из первых шагов в деле популяризации библиотечного дела. Уже в 1904 году Хавкина предложила проект Всероссийских библиотечных курсов. Значимость этого события заключается в том, что ранее в России не существовало проектов библиотечного образования. К сожалению, реализовать проект удалось только в 1913 году, когда она добивается открытия курсов при Народном университете им. А. Л. Шанявского в Москве. Как писал Ю. В. Григорьев: «С 1904 года начался постепенный переход Л. Б. Хавкиной от библиотечно-практической работы к разработке проблем библиотековедения, общественное и государственное признание библиотечной профессии, специальная подготовка библиотечных кадров, научная разработка вопросов истории, теории и практики библиотечного дела».

Собственный опыт Любовь Борисовна обобщила в «Руководстве для небольших библиотек» 1911 года, ставшее основным пособием при подготовке новых кадров для библиотек. В целом, Л. Б. Хавкина оставила богатое литературное наследие из статей, рецензий, отдельных изданий, посвященных проблемам культурного развития и библиотечного дела. Среди этого наследия немало переводной художественной литературы с шести языков. Сама Любовь Борисовна владела десятью языками. Она была талантливым организатором, вдохновителем многих библиографов того времени как в России, так и за рубежом. На ее плечи легла ответственность представлять библиотечную общественность нашей страны на различных международных форумах. И несмотря на то, что при жизни Любовь Борисовну обвиняли в буржуазном объективизме, она добилась признания, получив звание Заслуженного деятеля науки РСФСР, а позже степень доктора педагогических наук. Как итог, под эгидой Хавкиной получило развитие не только библиографическое дело, но и высшее образование в этой сфере.

«Осмотрев более шестидесяти библиотек в Соединенных Штатах
я была изумлена тем, что Кеттеровские таблицы
применяются в библиотеках самых разнообразных типов…»

Вопреки заблуждениям, Любовь Борисовна не является создателем системы авторского знака. Оригинальная идея принадлежит американскому библиотековеду Чарльзу Кеттеру. То, что принято называть «таблицами Хавкиной» — адаптация системы Кеттера для русского языка. Любовь Борисовна столкнулась с применением авторского знака в 1914 году. «Осмотрев более шестидесяти библиотек в Соединенных Штатах я была изумлена тем, что Кеттеровские таблицы применяются в библиотеках самых разнообразных типов…». Первое издание таблиц Хавкиной вышло в 1916 году. Вплоть до четвертого издания книги с авторскими таблицами так и назывались «Трехзначные авторские таблицы по методу Кеттера» или «авторские таблицы Кеттера в переработке для русских библиотек».

В силу политических обстоятельств последующие переиздания стали изменять названия. И только к седьмому изданию 1993 года появилось знакомое современным библиографам название «Эластичные таблицы авторских знаков для кириллицы и латиницы».
Индекс авторского знака состоит из первой буквы элемента, с которого начинается библиографическое описание, например, фамилия автора, заглавие произведения, наименование коллективного автора или некоторого числового значения.

Процедуру установления авторского знака рекомендуется начинать после создания описания издания и присвоения двух предыдущих классификационных индексов. Это важно, чтобы пресечь разночтение в наименованиях. Как правило, принимается имя, получившее наибольшую известность. В противном случае берут то, под которым издано большинство произведений.

Также в общих сведениях в таблице описаны различные случаи взаимодействия с анонимным произведением. Или случаи если заглавие произведения начинается с предлога, союза или отрицания. Так как мы имеем дело с эластичными таблицами, то в них предусмотрен механизм работы на случай буквосочетаний отсутствующих в таблице. Так, если в таблице нет буквосочетания, совпадающего с достаточной последовательностью букв определяемого слова, авторский знак подыскивается по предшествующему слогу. Это достаточно простое и в то же время действенное правило, как и многие в таблице.

Помимо отсутствия предусмотренного таблицами Хавкиной буквосочетания последнее издание предусматривает и авторские знаки для букв, отсутствующих в таблице. Для букв не типичных для русского языка, например, Ё, Й, Ь, Ъ, Ы или даже апострофа авторский знак может состоять только из этой самой буквы без числового кода. В таком случае издание будет располагаться после всех документов, начинающихся на предыдущую букву русского алфавита. авторский знак может детализироваться в случае, если попадается несколько изданий с одинаковыми первыми словами библиографического описания в одной тематике. Тогда таблицы предписывают добавить к авторскому знаку первые прописные буквы имени авторов или имени с отчеством. Детализация возможна вплоть до конкретной фамилии и инициалов. В этом случае авторский знак становится персональным.

Таблицы авторских знаков выстроены в алфавитном порядке. Каждый индекс обладает номером, который зависит от таблицы. В двухзначных интервал от 11 до 99, а в трехзначных — от 11 до 999. Троичные числа — это результат десятичного деления каждого двоичного числа. За исключением упоминания некоторых небольших уточнений при определении индекса авторского знака, это вся система. Как можно убедиться, она проста и в то же время практична, что и обеспечило таблицам Хавкиной широкое признание и актуальность в наше время.

[лето, 2023]

События

15.05.2024
Благодарность от Оренбургского Государственного Университета главному редактору Музея уникальных вещиц Ане Амасовой за мастер-класс «Практика перевода книг-картинок, графических романов и книг художников».
11.05.2024
Музей встретился со студентами Академии Асада (Каир), которые подготовили для нас презентации и переводы арабских сказок.
04.05.2024
4 мая 2024 года в День Рождения знаменитой музы Льюиса Кэрролла — Алисы Лидделл — Музей анонсирует запуск в работу книги о пиар-легенде с погружением в «кроличью нору» научных технологий управления общественным мнением авторства Алисы Кербер.
05.04.2024
13-й аннотированный дайджест статей Музея по итогам первого квартала 2024 года.
05.03.2024
C 28 февраля по 10 марта в Большом зале Санкт-Петербургского Союза Художников на Большой Морской проходит выставка иллюстраций книг для детей и юношества.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!