«БАЛ ОБЛОЖЕК» Вернисаж IBCF 2o24 : ЗОЛОТОЙ ЗАЛ : 7Бц и тиснение фольгой

От Музея: «Бал обложек» — традиционная выставка в рамках наших Осенних Фестивалей, призванных помочь осознать искусство и технологию создания книг. Присланные издателями макеты раскрывают ту или иную тему, каждый год позволяя взглянуть на обложки с нового ракурса. И так как главная тема в этом учебном году «Полиграфический ликбез», а сам IBCF 2024 открылся лекцией Оксаны Ивановой «Обложки: встречают по одежке!» (Часть первая и Часть вторая), то и на Балу мы рассмотрим экспонаты-макеты с точки зрения типографий, для которых они и предназначены, а также полиграфических процессов, способных украсить книгу. Иными словами, соединим граф.дизайн и полиграфическую промышленность!

ЗОЛОТОЙ ЗАЛ полностью посвящен обложке 7Бц, а также процессам тиснения фольгой и фольгирования (есть разница). Так как макеты имеют разметку, все изображения «кликабельны», их также можно рассмотреть в телескоп (формат pdf). И — невероятная удача! — нашим гидом-проводником в Мир Полиграфии выступит волшебная Оксана Иванова, сочетающая в себе таланты и опыт как дизайнера, так и начальника производства типографии. Ну что, летим на бал?..

Выставку подготовили: Аня Амасова (ведущий) и друзья Музея
Наш гид по Миру Полиграфии: Оксана Иванова
Встпит. илл.: Оксана Гучева

7Бц : «твердая обложка»

От издательства «МИФ»

Открывает бал «классический современный твердый переплет», присланный любезно с разметкой издательством «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ). Обычно он называется 7Бц (Бумвинил «целлофанированный») и подразумевает под собой изготовление переплета в крупном полиграфическом комплексе (офсетной типографии полного цикла) на специальном крышкоделательном оборудовании: картонную крышку, приклеенный к ней слой запечатанной бумаги (лайнер) и нанесенное защитное покрытие (в современном мире уже не целлофан, а матовый или глянцевый ламинат, иногда «софттач», но буква «ц» в названии осталась, обозначая именно это). Обложка МИФа — книга-новинка этого года, авторства нашего постоянного обозревателя Олеси Яжук «ВЕРЕТЕНО БАБЫ ЯГИ: Большуха над ведьмами, святочные гадания, ритуальные побои и женская инициация в русских сказках».


Разметка стандартной твердой обложки (7Б или 7Бц)

Вид в телескоп:
МИФ_cover_Vereteno [pdf : 950 Kb]

Сотрудники издательства выслали пример правильно сделанного макета. Здесь ощущаются опытность дизайнера и контакт издательства с отличной типографией. Но так как в практике бывает разное, несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание дизайнерам и художникам, в пояснениях Оксаны на этом чудесном примере:

1. Бросилось в глаза: малиновая полоса не дотянута до верха и низа лайнера. Если раскрыть книгу полностью, в отверстии под корешком этот переход будет виден, — в данном случае это не критично, но чем толще корешок, тем больше будет вылезать переход. Общие рекомендации (для всех, если иное не предусмотрено Техническим Редактором или Главным Дизайнером издательства): если делать корешковые полосы, то на всю высоту. На всякий случай.

2. Четко выделенный цветом корешок – это всегда место потенциально возможных недочетов. Малейшая сдвижка сторонок при поклейке — и цветное поле окажется на лицевой или оборотной сторонке. Вывод цвета корешка за пределы корешка по сторонам обложки — грамотная идея, однако см. п. 3.

3. При создании макета всегда нужно помнить, что расставы – это «пустоты» обложки, под которыми нет переплетного картона. Они примнутся внутрь после штриховки. Художникам: и вот точно не нужно размещать в этих местах никаких важных объектов!

4. Изображение и текст на корешке всегда должны быть меньше ширины корешка. На этом примере: избушка с логотипом стоит критически близко к краям корешка. Это допустимо лишь для профессионалов и проверенных типографий, но стоит помнить, что, если в выбранной вами типографии окажется недостаточно точное оборудование, погрешность при изготовлении обложки может привести к тому, что край изображения будет виден на лицевой или оборотной сторонке  [1-я и 4-я страницы обложки. — А.А.].

5. Для понимания изображения: все линии с размерами нужны — вам и типографии — только как информация, их нарисовали специально для вас, они не используются в печатном макете. Хотя многие типографии для возможности визуального контроля действительно наносят на оборотную сторону лайнера разметку для корешка и сторонок, тогда печать лайнера получается не 4+0, а 4+1. Если же обложки клеятся не в автомате, а вручную, такая разметка обязательна — без нее невозможно склеить ровные и одинаковые обложки.

7Бц + Тиснение обложек фольгой
(в некоторых случаях — Фольгирование)

От Издательства «Баобаб»

А вот издательство «Баобаб» прислало нам целую историю создания обложки издания «ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ САНТА-КЛАУСА: Похищение Санта-Клауса» с иллюстрациями Людмилы Пипченко. Когда издатель делает праздничную книгу, ему, конечно же, хочется, чтобы и оформление выглядело празднично! Поэтому для названия они наняли специального человека — леттерера...

Рассказывает Анна Воротынцева, главный редактор издательства: «И вот тут встал вопрос: что первично для композиции — леттеринг или иллюстрация? В итоге решили, что леттеринг. Сначала попросили леттерера сделать леттеринг (с третьего или четвертого раза нашли подходящий вариант). Потом уже иллюстратор делала эскиз, в который вписывала этот леттеринг».

  
Процесс и результат:
а) леттеринг, б) эскиз иллюстрации, в) итог сложения.

Дальше было решено применить в дизайне такой прием, как «золочение» названия, которое в более профессиональных терминах является (и для этой книги тоже) тиснением золотой фольгой, а в некоторых других случаях — фольгированием. (Кстати, обратите внимание, что фольга бывает не только золотая, просто мы с вами находимся в Золотом Зале.) И вот тут интересно, как же выглядит макет такой обложки? Издательство «Баобаб» любезно нам предоставило оригиналы макетов — те самые макеты, которые предоставляли в типографию. И как мы уже неоднократно говорили на прошлых лекциях (например: «ТЗ на обложку: письмо редактора любимому дизайнеру»): все, что по технологии отличается от «печати», у нас существует отдельным макетом! А значит, макет обложки для типографии представляет собой два файла. Вот таких:


Макет для печати

Макет для тиснения

Вид в телескоп:
Baobab_Santa_FINAL [pdf : ОРИГИНАЛ : 82 Mb]
Baobab_Santa_ZOLOTO_FINAL [pdf : ОРИГИНАЛ : 27 Kb]

И если кто-то из вас будет в дальнейшем заниматься темой «электронные экземпляры книг», вы уже никогда не допустите ошибки, полагая, будто для того, чтобы куда-то отправить обложку, достаточно прикрепить через браузер один небольшой файл — тот, что подготовлен для печати: и файлы огромные, и обложка в разворте, и файлов может быть несколько (и на «главном» может вовсе не быть названия)...

Прежде, чем перейти к нюансам операции «фольга», давайте с помощью Оксаны уточним терминологию, узнаем, каким образом можно еще украсить обложку золотом, и избавимся от некоторых неясностей! Передаю слово нашему Мастеру:

Первое и очень важное: не всё фольга, что блестит. Возьмем, к примеру, золото. Оно может быть нанесено на обложку с помощью нескольких совершенно разных технологий. Вот перечень самых распространенных:

- офсетная печать золотым пантоном;
- трафаретная печать золотой УФ- или сольвентной краской;
- фольгирование золотой фольгой;
- тиснение золотой фольгой.

Последние два относятся как раз к фольге и способам её нанесения.

Часто возникает путаница, и оба способа нанесения фольги называют фольгированием. Поэтому давайте разбираться, в чем разница.

  Фольгирование Тиснение фольгой
Для каких тиражей оптимально использовать Малые тиражи от нескольких штук до нескольких сотен. От нескольких сотен до миллиона.
Для каких материалов подходит Гладкие не пористые материалы. Любые виды бумаги, картона и переплетных материалов, стойкие к нагреванию.
Принцип нанесения фольги Фольга приклеивается на предварительно нанесенный слой тонера. Фольга припекается с помощью горячего клише.
Дополнительная оснастка Не требуется. Клише (металлический штамп из цинка или меди).
Стоимость Практически не меняется от тиража. Стоимость оттиска высокая при малых тиражах и сравнительно невысокая при больших. Связано с тем, что стоимость клише распределяется на каждое изделие в тираже.
Качество Если материал основы недостаточно гладкий, на фольгированных участках могут быть проплешины. Нанесение однородное без проплешин.
Долговечность Со временем при использовании слой фольги может осыпаться. Долговечное, не стирается при использовании.

 

От издательства «АСТ»
(редакция «Астрель-СПб»)

Еще одна обложечка «с фольгой» прилетела к нам от издательства «АСТ» — красавица на дату открытия выставки еще не родилась, но должна вот-вот. (Кстати, про художников, психиатров и классические литературные мифы, «старая добрая Англия» — вам и внутри может понравиться.) 

  
Файлы для типографии: а) на печать; б) на тиснение

Итог соединения (для типографии и для вас).

Вид в телескоп:
Комбинированный файл обложки [jpg : 425 Kb]

Передаю слово Оксане:

Действительно, при двухсоставной обложке в типографию отсылается три файла:

PDF для печати
Векторный файл (pdf или eps) с изображением элементов из фольги
Комбинированный pdf-файл, на котором совмещены фольга и основное изображение.

С первым — PDF для печати — все ясно, про него можно лишь сказать, что он не содержит тех элементов, которые будут на втором.

Векторный файл. Необходимо запомнить один раз и никогда не забывать: изображение для изготовления отделки фольгой всегда векторное! [Кстати, если у вас случилось растровое, у нас в Музее есть Tutorial: от растра - к вектру, от эскиза - к названию! В файле должны содержаться только полностью векторные формы, если внутри текст, то он — «в кривых», и все элементы — 100% K: black. — А.А.] Этот файл используется для производства клише. Элементы, которые должны быть покрыты фольгой, на клише будут выпуклыми. Фольга под действием высокой температуры припечется к основе, а ее излишки будут удалены.

Комбинированный файл нужен оператору для того, чтобы правильно позиционировать изделие под клише. Если хотите получить фольгу именно в тех местах, где вы ее задумали, не забывайте отсылать в типографию этот файл!

Ламинация и выборочный УФ-лак
в сочетании с фольгой

Несколько слов о других видах отделки, которые могут встречаться вместе с фольгой.

Во-первых, это ламинация. При изготовлении твердого переплета лайнер ламинируется всегда. И если в изделии присутствует тиснение фольгой, возможны два варианта очередности операций.

Самый распространенный вариант: сначала ламинируется лайнер, потом поверх ламината наносится фольга. В этом случае на изделии мы увидим фольгу во всей ее красе.

Иногда дизайнеры просят изменить очередность и прячут чрезмерный блеск фольги под матовую пленку для ламинирования. На мой взгляд, финальный результат спорный, такого эффекта проще и дешевле добиться, если напечатать изображение золотым пантоном и потом заламинировать его. Или, если фольга принципиальна, вместо глянцевой использовать матовую.

Во-вторых, на обложке вместе с тиснением фольгой может присутствовать выборочный УФ-лак. Тут надо помнить, что эти два вида отделки могут быть рядом, но не в одном и том же месте. Если сделать тиснение поверх УФ-лака, оба вида отделки рано и поздно отвалятся от основы. Ну, а лакировать фольгу сверху, согласитесь, нет никакого смысла...

Продолжение выставки (ШАХМАТНЫЙ ЗАЛ) — >>>>>

____________

Музей выражает невероятную благодарность за помощь и вовлеченность
в наши «образовательные балы» коллегам из издательств
МИФ, Баобаб и Астрель-СПб (АСТ) — авторам обложек Золотого Зала.

[октябрь, 2024]

События

12.06.2024
«Азбука сокровищ Ленинградской области» — уникальный комплект (40 подарочных экземпляров) набора открыток для ЛОДБ — Ленинградской Областной Детской Библиотеки с работами 15 фотографов увидел свет и отправляется на выставку-форум РОССИЯ.
06.06.2024
20 июня открывается прием заявлений на поступление в магистратуру НИ ТГУ — Национальный Исследовательский Томский Государственный Университет — на новую программу «Управление контентом и медиапроектами»
15.05.2024
Благодарность от Оренбургского Государственного Университета главному редактору Музея уникальных вещиц Ане Амасовой за мастер-класс «Практика перевода книг-картинок, графических романов и книг художников».
11.05.2024
Музей встретился со студентами Академии Асада (Каир), которые подготовили для нас презентации и переводы арабских сказок.
04.05.2024
4 мая 2024 года в День Рождения знаменитой музы Льюиса Кэрролла — Алисы Лидделл — Музей анонсирует запуск в работу книги о пиар-легенде с погружением в «кроличью нору» научных технологий управления общественным мнением авторства Алисы Кербер.
Следите за новостями проекта в разделе
Следите за новостями проекта в разделе "Книжная галактика. - Дипломатия"!