«БАЛ ОБЛОЖЕК» Вернисаж IBCF 2o24 : ЗОЛОТОЙ ЗАЛ : 7Бц и тиснение фольгой
От Музея: «Бал обложек» — традиционная выставка в рамках наших Осенних Фестивалей, призванных помочь осознать искусство и технологию создания книг. Присланные издателями макеты раскрывают ту или иную тему, каждый год позволяя взглянуть на обложки с нового ракурса. И так как главная тема в этом учебном году «Полиграфический ликбез», а сам IBCF 2024 открылся лекцией Оксаны Ивановой «Обложки: встречают по одежке!» (Часть первая и Часть вторая), то и на Балу мы рассмотрим экспонаты-макеты с точки зрения типографий, для которых они и предназначены, а также полиграфических процессов, способных украсить книгу. Иными словами, соединим граф.дизайн и полиграфическую промышленность!
ЗОЛОТОЙ ЗАЛ полностью посвящен обложке 7Бц, а также процессам тиснения фольгой и фольгирования (есть разница). Так как макеты имеют разметку, все изображения «кликабельны», их также можно рассмотреть в телескоп (формат pdf). И — невероятная удача! — нашим гидом-проводником в Мир Полиграфии выступит волшебная Оксана Иванова, сочетающая в себе таланты и опыт как дизайнера, так и начальника производства типографии. Ну что, летим на бал?..
Выставку подготовили: Аня Амасова (ведущий) и друзья Музея
Наш гид по Миру Полиграфии: Оксана Иванова
Встпит. илл.: Оксана Гучева
7Бц : «твердая обложка»
От издательства «МИФ»
Открывает бал «классический современный твердый переплет», присланный любезно с разметкой издательством «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ). Обычно он называется 7Бц (Бумвинил «целлофанированный») и подразумевает под собой изготовление переплета в крупном полиграфическом комплексе (офсетной типографии полного цикла) на специальном крышкоделательном оборудовании: картонную крышку, приклеенный к ней слой запечатанной бумаги (лайнер) и нанесенное защитное покрытие (в современном мире уже не целлофан, а матовый или глянцевый ламинат, иногда «софттач», но буква «ц» в названии осталась, обозначая именно это). Обложка МИФа — книга-новинка этого года, авторства нашего постоянного обозревателя Олеси Яжук «ВЕРЕТЕНО БАБЫ ЯГИ: Большуха над ведьмами, святочные гадания, ритуальные побои и женская инициация в русских сказках».
Разметка стандартной твердой обложки (7Б или 7Бц)
Вид в телескоп:
МИФ_cover_Vereteno [pdf : 950 Kb]
Сотрудники издательства выслали пример правильно сделанного макета. Здесь ощущаются опытность дизайнера и контакт издательства с отличной типографией. Но так как в практике бывает разное, несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание дизайнерам и художникам, в пояснениях Оксаны на этом чудесном примере:
1. Бросилось в глаза: малиновая полоса не дотянута до верха и низа лайнера. Если раскрыть книгу полностью, в отверстии под корешком этот переход будет виден, — в данном случае это не критично, но чем толще корешок, тем больше будет вылезать переход. Общие рекомендации (для всех, если иное не предусмотрено Техническим Редактором или Главным Дизайнером издательства): если делать корешковые полосы, то на всю высоту. На всякий случай.
2. Четко выделенный цветом корешок – это всегда место потенциально возможных недочетов. Малейшая сдвижка сторонок при поклейке — и цветное поле окажется на лицевой или оборотной сторонке. Вывод цвета корешка за пределы корешка по сторонам обложки — грамотная идея, однако см. п. 3.
3. При создании макета всегда нужно помнить, что расставы – это «пустоты» обложки, под которыми нет переплетного картона. Они примнутся внутрь после штриховки. Художникам: и вот точно не нужно размещать в этих местах никаких важных объектов!
4. Изображение и текст на корешке всегда должны быть меньше ширины корешка. На этом примере: избушка с логотипом стоит критически близко к краям корешка. Это допустимо лишь для профессионалов и проверенных типографий, но стоит помнить, что, если в выбранной вами типографии окажется недостаточно точное оборудование, погрешность при изготовлении обложки может привести к тому, что край изображения будет виден на лицевой или оборотной сторонке [1-я и 4-я страницы обложки. — А.А.].
5. Для понимания изображения: все линии с размерами нужны — вам и типографии — только как информация, их нарисовали специально для вас, они не используются в печатном макете. Хотя многие типографии для возможности визуального контроля действительно наносят на оборотную сторону лайнера разметку для корешка и сторонок, тогда печать лайнера получается не 4+0, а 4+1. Если же обложки клеятся не в автомате, а вручную, такая разметка обязательна — без нее невозможно склеить ровные и одинаковые обложки.
7Бц + Тиснение обложек фольгой
(в некоторых случаях — Фольгирование)
От Издательства «Баобаб»
А вот издательство «Баобаб» прислало нам целую историю создания обложки издания «ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ САНТА-КЛАУСА: Похищение Санта-Клауса» с иллюстрациями Людмилы Пипченко. Когда издатель делает праздничную книгу, ему, конечно же, хочется, чтобы и оформление выглядело празднично! Поэтому для названия они наняли специального человека — леттерера...
Рассказывает Анна Воротынцева, главный редактор издательства: «И вот тут встал вопрос: что первично для композиции — леттеринг или иллюстрация? В итоге решили, что леттеринг. Сначала попросили леттерера сделать леттеринг (с третьего или четвертого раза нашли подходящий вариант). Потом уже иллюстратор делала эскиз, в который вписывала этот леттеринг».
Процесс и результат:
а) леттеринг, б) эскиз иллюстрации, в) итог сложения.
Дальше было решено применить в дизайне такой прием, как «золочение» названия, которое в более профессиональных терминах является (и для этой книги тоже) тиснением золотой фольгой, а в некоторых других случаях — фольгированием. (Кстати, обратите внимание, что фольга бывает не только золотая, просто мы с вами находимся в Золотом Зале.) И вот тут интересно, как же выглядит макет такой обложки? Издательство «Баобаб» любезно нам предоставило оригиналы макетов — те самые макеты, которые предоставляли в типографию. И как мы уже неоднократно говорили на прошлых лекциях (например: «ТЗ на обложку: письмо редактора любимому дизайнеру»): все, что по технологии отличается от «печати», у нас существует отдельным макетом! А значит, макет обложки для типографии представляет собой два файла. Вот таких:
Макет для печати
Макет для тиснения
Вид в телескоп:
Baobab_Santa_FINAL [pdf : ОРИГИНАЛ : 82 Mb]
Baobab_Santa_ZOLOTO_FINAL [pdf : ОРИГИНАЛ : 27 Kb]
И если кто-то из вас будет в дальнейшем заниматься темой «электронные экземпляры книг», вы уже никогда не допустите ошибки, полагая, будто для того, чтобы куда-то отправить обложку, достаточно прикрепить через браузер один небольшой файл — тот, что подготовлен для печати: и файлы огромные, и обложка в разворте, и файлов может быть несколько (и на «главном» может вовсе не быть названия)...
Прежде, чем перейти к нюансам операции «фольга», давайте с помощью Оксаны уточним терминологию, узнаем, каким образом можно еще украсить обложку золотом, и избавимся от некоторых неясностей! Передаю слово нашему Мастеру:
Первое и очень важное: не всё фольга, что блестит. Возьмем, к примеру, золото. Оно может быть нанесено на обложку с помощью нескольких совершенно разных технологий. Вот перечень самых распространенных:
- офсетная печать золотым пантоном;
- трафаретная печать золотой УФ- или сольвентной краской;
- фольгирование золотой фольгой;
- тиснение золотой фольгой.
Последние два относятся как раз к фольге и способам её нанесения.
Часто возникает путаница, и оба способа нанесения фольги называют фольгированием. Поэтому давайте разбираться, в чем разница.
Фольгирование | Тиснение фольгой | |
Для каких тиражей оптимально использовать | Малые тиражи от нескольких штук до нескольких сотен. | От нескольких сотен до миллиона. |
Для каких материалов подходит | Гладкие не пористые материалы. | Любые виды бумаги, картона и переплетных материалов, стойкие к нагреванию. |
Принцип нанесения фольги | Фольга приклеивается на предварительно нанесенный слой тонера. | Фольга припекается с помощью горячего клише. |
Дополнительная оснастка | Не требуется. | Клише (металлический штамп из цинка или меди). |
Стоимость | Практически не меняется от тиража. | Стоимость оттиска высокая при малых тиражах и сравнительно невысокая при больших. Связано с тем, что стоимость клише распределяется на каждое изделие в тираже. |
Качество | Если материал основы недостаточно гладкий, на фольгированных участках могут быть проплешины. | Нанесение однородное без проплешин. |
Долговечность | Со временем при использовании слой фольги может осыпаться. | Долговечное, не стирается при использовании. |
От издательства «АСТ»
(редакция «Астрель-СПб»)
Еще одна обложечка «с фольгой» прилетела к нам от издательства «АСТ» — красавица на дату открытия выставки еще не родилась, но должна вот-вот. (Кстати, про художников, психиатров и классические литературные мифы, «старая добрая Англия» — вам и внутри может понравиться.)
Файлы для типографии: а) на печать; б) на тиснение
Итог соединения (для типографии и для вас).
Вид в телескоп:
Комбинированный файл обложки [jpg : 425 Kb]
Передаю слово Оксане:
Действительно, при двухсоставной обложке в типографию отсылается три файла:
PDF для печати
Векторный файл (pdf или eps) с изображением элементов из фольги
Комбинированный pdf-файл, на котором совмещены фольга и основное изображение.
С первым — PDF для печати — все ясно, про него можно лишь сказать, что он не содержит тех элементов, которые будут на втором.
Векторный файл. Необходимо запомнить один раз и никогда не забывать: изображение для изготовления отделки фольгой всегда векторное! [Кстати, если у вас случилось растровое, у нас в Музее есть Tutorial: от растра - к вектру, от эскиза - к названию! В файле должны содержаться только полностью векторные формы, если внутри текст, то он — «в кривых», и все элементы — 100% K: black. — А.А.] Этот файл используется для производства клише. Элементы, которые должны быть покрыты фольгой, на клише будут выпуклыми. Фольга под действием высокой температуры припечется к основе, а ее излишки будут удалены.
Комбинированный файл нужен оператору для того, чтобы правильно позиционировать изделие под клише. Если хотите получить фольгу именно в тех местах, где вы ее задумали, не забывайте отсылать в типографию этот файл!
Ламинация и выборочный УФ-лак
в сочетании с фольгой
Несколько слов о других видах отделки, которые могут встречаться вместе с фольгой.
Во-первых, это ламинация. При изготовлении твердого переплета лайнер ламинируется всегда. И если в изделии присутствует тиснение фольгой, возможны два варианта очередности операций.
Самый распространенный вариант: сначала ламинируется лайнер, потом поверх ламината наносится фольга. В этом случае на изделии мы увидим фольгу во всей ее красе.
Иногда дизайнеры просят изменить очередность и прячут чрезмерный блеск фольги под матовую пленку для ламинирования. На мой взгляд, финальный результат спорный, такого эффекта проще и дешевле добиться, если напечатать изображение золотым пантоном и потом заламинировать его. Или, если фольга принципиальна, вместо глянцевой использовать матовую.
Во-вторых, на обложке вместе с тиснением фольгой может присутствовать выборочный УФ-лак. Тут надо помнить, что эти два вида отделки могут быть рядом, но не в одном и том же месте. Если сделать тиснение поверх УФ-лака, оба вида отделки рано и поздно отвалятся от основы. Ну, а лакировать фольгу сверху, согласитесь, нет никакого смысла...
Продолжение выставки (ШАХМАТНЫЙ ЗАЛ) — >>>>>
____________
Музей выражает невероятную благодарность за помощь и вовлеченность
в наши «образовательные балы» коллегам из издательств
МИФ, Баобаб и Астрель-СПб (АСТ) — авторам обложек Золотого Зала.
[октябрь, 2024]