«Подписано в печать»: ПРЕДПЕЧАТНАЯ ПРОВЕРКА и ЗАПИСЬ pdf для ТИПОГРАФИИ : Мастер-класс

От Музея: мастер-класс от технического редактора издательства «Астрель-СПб» (АСТ) Анастасии Аргутиной и автора «Курса молодого птенца» — продолжающегося цикла лекций по книжной верстке на сайте нашего Музея. Сегодня мы узнаем, как провести предпечатную проверку блока и обложки — куда смотреть, что настраивать, как исправлять, а также — как записать итоговый pdf для печати, который не стыдно отправить в типографию.
Мастер-класс: Аргутина Анастасия
Стажер-практикант: Ангелина Михайлова
Руководитель практики: Аня Амасова
Учебный пример: сборник сценариев Армена Ватьяна
Иллюстрация: Ирина Прокопьева
__________
РАНЕЕ В СЕРИАЛЕ:
«Курс молодого птенца»: публикации автора по Основам книжной верстки
ОСНОВЫ ВЕРСТКИ: 12 ошибок начинающих верстальщиков
СОЗДАНИЕ МАКЕТА: Ч.I. Подготовительный этап верстки и основные настройки
СОЗДАНИЕ МАКЕТА: Ч.II. Верстка текста
ОСНОВЫ КНИЖНОГО ДИЗАЙНА. Методы дрессировки непослушного текста
ОСНОВЫ КНИЖНОГО ДИЗАЙНА. Приемы приручения дикого текста
Другие полезные публикации автора на сайте
«ПАПКА ВЕРСТКИ»: организация верстки макета
Создание и подготовка иллюстраций для печати
ЧЕК-ЛИСТ технического редактора, или 60 вещей, которые надо проверить в макете перед отправкой в типографию
__________
Итак, в процессе верстки макета книги у вас образовалось два или три файла (блок + обложка или блок + вклейка + обложка), которые теперь вам надо записать на печать… Файлы в типографию предоставляются в виде «печатных», композитных файлов pdf. Чтобы все у вас получилось, необходимо провести предпечатную проверку и правильно записать файл. Как делается то и другое, я и покажу на сегодняшнем мастер-классе.
Процесс:
ПРЕДПЕЧАТНАЯ ПРОВЕРКА
Собственно, суть предпечатной проверки сводится к определению нескольких вещей:
проверке связей, цветности и «не пропали ли какие-то элементы?».
Предпечатная проверка в обязательном порядке включает:
- все ли файлы изображений к моменту записи у вас находятся в папке макета «Links»,
- все ли из них подлинкованы к макету;
- соответствует ли выбранному способу печати:
а) цветовой профиль включенных изображений,
б) разрешение изображений (ppi),
в) расширение файлов изображений;
- нет ли в самом тексте объектов (включая текст), содержащих ненужных цветов или записанных в неверном цветовом профиле?
ШАГ 1. Проверить все линки
1.1. Визуально в макете
А существуют ли они?..
Если вы проверяете собственную работу, созданную на своем компьютере, используйте для проверки новую папку: перенесите в нее папку верстки целиком и уже оттуда откройте файл макета блока и файл макета обложки…
Если в макете «серый квадрат» — очевидно, картинка не была подлинкована.
![]()
Рис. 1 и 2. Неподлинкованные изображения
Так бывает, если в процессе работы вы, например:
- подлинковали изображение из какой-то другой рабочей папки и забыли скопировать его в папку Links;
- заменили в папке Links картинку на новую, дав ей другое имя, и забыли переподключить связь в макете;
- использовали «для примерки» файл psd, над которым параллельно работали, и переведя итоговую версию в tif, забыли уведомить об этом программу верстки;
и т. д.…
Одним словом, такое случается.
1.2. На вкладке «Связи»
Вкладка «Связи» (правая сторона рис. 3) покажет вам ошибки, связанные с отсутствием у программы линков к вашим изображениям.
![]()
Рис. 3
В данном примере программа показывает, что у нее нет линка к двум файлам. В том числе — к файлу с названием 1.psd в невозможном для полиграфии цветовом профиле RGB и с невозможным для полиграфии разрешением 72 ppi. Для дизайнера это, очевидно, был рабочий файл, из которого он записал верный — в формате tif, в цветовом профиле CMYK и с разрешением 300 ppi. И даже положил его в папку линков под названием «cover», однако забыл переподключить связи.
Шаг 2. Проверка включенных иллюстраций
На той же вкладке «Связи» мы видим полный список включенных в макет изображений (рис. 4). Программа «по-умолчанию» считает их не содержащими ошибок (связи есть, предупреждений не высвечивается), однако это не значит, что ошибок здесь действительно нет.
![]()
Рис. 4
Переходя со строчки на строчки, необходимо проверить для всех иллюстраций:
- расширение файла (если это не eps, то в идеале типографии запрашивают tif);
- цветовую модель, соответствующую способу печати;
- разрешение для всех иллюстраций (300 ppi);
- «рабочее», оно же «эффективное» разрешение (с учетом растянутости или сжатости картинки относительно оригинала) — не менее 300 ppi (ладно, если честно, сейчас уже — 285 ppi). Но и сильно больше оно быть не должно, иначе вы можете получить неожидаемый и нерадостный результат на печати… Идеально, если картинки подготовлены вами «в размер». Безопасно и реально — до 450 ppi. Но на практике встречается и больше без потери качества на печати, просто грамотно все же обрабатывать гигантские иллюстрации плюс-минус под формат.
Очевидно следующее.
Для ч/б макета, который будет печататься черно-белой печатью, нам необходимо, чтобы все иллюстрации были тоже ч/б, т.е. в цветовой модели Grayscale, а не в CMYK (и уж тем более не в RGB!). Даже если визуально они черно-белые.
Для полноцветной полиграфической печати все иллюстрации — в CMYK.
Что делаем? Открываем поочередно информацию по каждой иллюстрации и смотрим на параметры:
- формат
- цифровое пространство
- ppi
- эффективное ppi
![]()
Рис. 5
В нашем примере (на рис. 5) видна такая ошибка:
- использовано недопустимое в полиграфии цветовое пространство RGB.
(Но также в этом случае является недопустимым и цветовое пространство CMYK, так как блок у нас черно-белый).
Решение: перевод иллюстрации в другой цветовой профиль.
Шаг 3. Проверка цвета векторных объектов
Помимо проверки «из каких цветов состоят картинки», также важно проверить цвет в самом макете — что ни текст, ни иные объекты у вас не в RGB, что черный цвет для текста не составной, а если книга черно-белая, то в ней точно нет цветных элементов… (Дальше рассказываю, как проверить, но учтите, это работает только с вектором, в том числе — шрифтом, а вот картинки и все, что на линках, так не проверить, для них надо использовать либо Шаг 2, либо Шаг 4, либо то и другое вместе).
Открываем вкладку «Образцы». И примерно такую картинку мы можем на ней увидеть.
![]()
Рис. 6
Но как узнать, какие цвета действительно использованы в макете? Для этого необходимо выбрать в меню-«бургере» в правом верхнем углу опцию «Выделить все неиспользованные цвета» (рис. 7), в результате чего подсветится все неиспользуемое (рис. 8)…
![]()
![]()
Рис. 7 и рис. 8
Все выделенное мы можем смело удалять!
И если какой-то цвет остался, значит, он где-то применяется в нашем макете…
Поиск и ликвидация
![]()
Рис. 9
В нашем учебном примере «остался лишним» голубой цвет (рис. 9), в то время как сам макет для черно-белой печати. Так как же нам его найти, чтобы ликвидировать?..
1. Ctrl+F -> Объект -> Зона поиска Документ
![]()
Рис. 10
2. Задать атрибуты для поиска:
![]()
Рис. 11
3. В атрибуте «Заливка» обнаруживаем этот цвет:
![]()
Рис. 12
Применяем:
![]()
Рис. 13
4. Находим и удаляем (ну, или проводим замену цвета — об этом тоже расскажу, но чуточку ниже):
![]()
Рис. 14
Шаг 4. Автоматическая «Предпечатная проверка» и настройка опций
Внизу программы высвечивается палитра «Предпечатная проверка». Ее задача — показывать всякие «гадости»: наши косяки.
![]()
Рис. 15
Ошибки, которые программа, к счастью, видит даже по-умолчанию, это:
- пропущенные связи (в принципе, мы научились их отслеживать визуально и вручную, но лишний автоматический глаз не повредит),
- вытесненные тексты (те тексты, которые в документе есть, но в результате верстки «спрятались», и за этим сам точно не углядишь).
![]()
Рис. 16
Следуя подсказкам, мы можем находить и исправлять нужные места.
Хорошая новость: мы можем задать настройки палитры в ручную! Что именно программе следует принимать за ошибки?..
Для этого нам надо создать новый профиль проверки:
![]()
Рис. 17
Как-то его назвать:
![]()
Рис. 18
И задать в него все, что мы считаем нужным. Например:
Проверка цвета для черно-белой печати: поставить автоматическое нахождение ошибок, связанных с используемой цветовой моделью. Если нам запрещены CMYK и RGB — то все, кроме ЧБ, — можно настроить «воттаквот» (рис. 19), и программа всё ошибочное покажет…
ВАЖНО! Не запрещаем сам CMYK, потому что Черный, «Black» — это K в данной цветовой палитре! А запрещаем голубые, пурпурные и желтые формы (то есть — только CMY!)
![]()
Рис. 19
После нажатия кнопок Сохранить и ОК выбираем наш профиль (рис. 20), кстати, можно было как-то и почетче его назвать…
![]()
Рис. 20
И вуаля — ошибки найдены (рис. 21)! И даже есть немного информации в «информации»: в чем ошибка и как ее исправить (рис. 22).
![]()
![]()
Рис. 21 и рис. 22
…Теперь — идем «чинить»…
Проверка цвета для полноцветной печати (например, обложки, детской иллюстрированной книги и т.д.) немного отличается:
Я убрала из профиля проверки галку про CMY, и ошибкой осталось только RGB, потому что весь CMYK нам на обложке и в иных полноцветах позволен.
В результате проверки (рис. 23) нашлись RGB-картинки и RGB-контуры!
![]()
![]()
Рис. 23 и 24
В данном случае все контуры — откуда-то взявшийся белый цвет в цветовой палитре RGB (рис. 25). Через параметры образца (рис. 26) можно поменять его на нужный нам 0000 CMYK (рис. 27).
![]()
Рис. 25
![]()
Рис. 26
![]()
Рис. 27
Если вам не нужно назвать цвет типа «цвет заголовка персонажа-1» или вроде того, можно включить галку напротив «Имя и цветовые значения». Но мы назовем его весело, чтобы видеть, где он показывается (рис. 28):
![]()
Рис. 28
Собственно, элементы у нас стали именно им (рис. 29), и его цветовые значения (второй строкой на рис. 30):
C = 0, M = 0, Y = 0, K = 0.
Этого-то нам и надо!
![]()
Рис. 29
![]()
Рис. 30
И вот только теперь, когда все проверено и починено — можно приступать к ЗАПИСИ.
Процесс:
ЗАПИСЬ МАКЕТА
Нажимаем Ctrl-Е или Экспорт… — и экспортируем наш макет в pdf (печатная версия).
Как-то понятно называем на латинице файл, нажимаем «Сохранить»:
![]()
Рис. 31
Тут-то и вылезает окошко, где мы выбираем:
- диапазон станиц, какие страницы нам нужны (как правило, если мы верстаем единый макет, то «все»);
- «страницами» — потому что макет для типографии записывается постранично;
- на вкладке «Параметры документа» с метками выпуска за обрез:
а) если книга сверстана в обрезном формате и мы изначально настроили вылеты, нажимаем кнопочку «с параметрами документа»,
б) если книга сверстана в обрезном, но вылеты мы почему-то не настроили (невнимательно читали предыдущие лекции), нам нужно настроить их хотя бы в этот момент, чтобы не отправить в типографию неверного размера файлы — плюс вылеты по 5 мм с каждой стороны;
в) если верстали в дообрезном, то есть вылеты были настроены изначально, тоже можно нажать на эту кнопочку, просто они будут по 0 мм.
Вкладка на ней «не включать профили» — причем в обеих выпадающих менюшках. Речь о печатных профилях (лекция про них была), которые могут прикрепиться. Мы в них работаем и мы их учитываем, когда готовим иллюстрации к печати, — допустим, если у нас вклейка или обложка на меловке, мы картинки готовим в профиле, к примеру, ISO Fogra 29 для меловки, — но: потом, когда мы сохраняем pdf, мы никакие профили уже не включаем!
![]()
Рис. 32
![]()
Рис. 33
![]()
Рис. 34
Вот, собственно, и все: осталось проверить, что файл сохранился и внутри все правильно выглядит.
Запись обложки
Обложка записывается так же, как блок, с отличием в том, что обложка должна быть сохранена одним горизонтальным листом (а в случае, если вы сделали ее для брошюрки на двух страницах, то диапазоном страниц с галочкой «развороты»).
Если обложка многосоставная: например, предусмотрены тиснение или лак, или у мягкой обложки есть печать на обороте, то все дополнения записываются «в подбор» следующими разворотами в этот же pdf.
[август, 2024]